Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Концептуальные подходы к формированию экономического механизма инновационно-инвестиционного процесса

 При копировании материалов, необходимо сделать ссылку на данную страницу!
 
Концептуальные подходы к формированию экономического механизма инновационно-инвестиционного процесса

 

Л.В. Бармашова,

канд. экон. наук, доц., директор филиала в г. Вязьме, Московский государственный индустриальный университет (215110, Смоленская область, г. Вязьма, ул. Просвещения, д. 6а; e-mail: Barmashova_lv@mail.ru)

 

Аннотация. В статье представлены результаты формирования экономического механизма инновационно-инвестиционного процесса. Модель построена на основе положений, предусматривающих государственное воздействие с учетом стратегий социально-экономического развития страны, самоактивности механизма и функционирование его на фундаменте цен на все виды продукции (товаров и услуг). Предложено сформировать национальный инновационно-инвестиционный фонд (НИИФ), который будет обладать синергетическим эффектом, образуемым в результате инноваций и инвестиций, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности работы предприятий, увеличению прибыли, внедрению инновационных технологий, повышению конкурентоспособности предприятий на международном рынке.

Abstract. The results of the economic mechanism of the formation of innovation and investment process are presented in the article. The model is based on the propositions providing for public influence, taking into account the strategies of social and economic development of the country, the activity of the mechanism and its functioning on the base of prices for all types of products (goods and services). It was proposed to set up a national innovation and investment fund (NIIF), which will have a synergetic effect that is made in the result of innovations and investments, which will eventually lead to an increase in the efficiency of enterprises, increase profits, introduction of innovative technologies, and increase of enterprise competitiveness in the international market.

Ключевые слова: экономический механизм, механизм инновационно-инвестиционного процесса, инновационно-инвестиционный процесс, национальный инновационно-инвестиционный фонд, государственное регулирование.

Keywords: economic mechanism, process of innovation and investment, innovation and investment process, national innovation and investment fund, state regulation.

 

Экономический механизм инновационно-инвестиционного процесса является модифицированной частью экономического механизма народного хозяйства в целом. Он представляет собой экономический механизм национальной экономики, действующий в сфере инноваций и инвестиций и, как следствие, обладающий определенными особенностями, модификациями, уточнениями, дополнениями и т.п.

Экономический механизм народного хозяйства страны предопределяется господствующий в ней социально-экономической системой, политико-экологическим курсом государства, уровнем духовно-нравственного, культурного, образовательного, научно-технического развития, геополитическим положением, историческими традициями, социальной психологией народа и др. При этом экономические механизмы национальных экономик отличаются весьма значительными особенностями. Однако, несмотря на существенные разнообразия экономических механизмов различных стран, эти механизмы в современную эпоху могут быть сведены к нескольким основным типам: мобилизационный экономический механизм; рыночно-

капиталистический экономический механизм; смешанный (интегрированный) экономический механизм на фундаменте рыночно-капиталистического хозяйства; смешанный (интегрированный) экономический механизм на фундаменте планово-распределительного хозяйства; интегрированный экономический механизм на базе трехсекторной модели хозяйствования [1,2,3,4,5,9,10].

В отношении к России, автор является сторонником применения в народном хозяйстве страны интегрированного экономического механизма на базе трехсекторной модели хозяйствования. В русле такого подхода автор построил модель экономического механизма инновационно-инвестиционного процесса (рис.), который, по мнению автора, должен заменить экономический механизм, порождающий ситуацию системного кризиса в инновационно-инвестиционной сфере. Данная модель построена на основе следующих положений:

-     экономический механизм инновационно-инвестиционного процесса должен выступать как модифицированная часть экономического механизма народного хозяйства, задействованная в сфере инноваций и инвестиций. В предлагаемой модели за основу взят интегрированный (смешанный) экономический механизм, сочетающий в себе планово-распределительные и рыночно-капиталистические методы хозяйствования;

-     государственное воздействие на инновационно-инвестиционный процесс должно осуществляться в русле стратегий социально-экономического развития страны. При этом оно должно проводить коррекцию курса в соответствии с появлением принципиально новых научно-технических разработок, изменения геополитического положения страны и т. д;

-     экономический механизм инновационно-инвестиционного процесса должен представлять собой взаимодействие прямой и обратной связи, с одной стороны, механизма самоактивности денежно-рыночных форм, а с другой стороны -государственное воздействие на него, с учетом

-     изменения социально-экономической ситуации в стране;

-     механизм самоактивности денежно-рыночных форм в масштабе народного хозяйства в целом, а так же применительно к инвестиционно-инвестиционному процессу, должен функционировать на фундаменте цен на все виды продукции (товаров и услуг), достаточно точно отражающих ее стоимость и ценность.

В рационально организованной системе хозяйствования [11] следует стремиться к тому, чтобы цены на товары и услуги были, возможно, ближе к их стоимостям и ценностям. Рыночная цена и самоактивность денежно- рыночного механизма, должны базироваться не на административных ценах, устанавливаемых сверху в директивном порядке, а на ценах, которые являются результатом взаимодействия цены продавца (на базе стоимости) и цены покупателя (на базе ценности).

Такое взаимодействие становится конструктивным, если цены продавца и покупателя близки к стоимости и ценности, соответственно.

В случае резкого разрыва цен и их стоимостно-ценностной основы, рыночное взаимодействие субъектов хозяйствования становится деструктивным, а вектор воздействия на экономику, в том числе и на протекающий в ней инновационно-инвестиционный процесс, с положительного сменяется на отрицательный. При обеспечении соответствия цен их стоимостно-ценностной основе через должное государственное регулирование экономики в целом и ценообразовательный процесс в частности, рыночно-денежный механизм народного хозяйства и инновационно-инвестиционный процесс будут функционировать рациональным образом.

Государственное регулирование денежно-финансового механизма применительно как к народному хозяйству в целом, так и инновационно-инвестиционному процессу осуществляется на двух различных уровнях одновременно, в виде двух параллельных процессов, протекающих кардинально во взаимосвязи один с другим: государственное регулирование цен в направлении     приближения     цены производителя поставщика к стоимости и цены потребителя к ценности; государственное регулирование взаимодействия поставщика и потребителя на рынке, через которое определяется рыночная цена товаров и услуг (средств производства и предметов потребления); государственное регулирование денежно-финансовых потоков через прямое и косвенное вмешательство государства в распределение и перераспределение денежных средств, что является
принципиально важным для обеспечения не только социальной защиты бедных слоев населения, но и для должного финансирования инновационно-инвестиционного процесса.

Распределение и перераспределение денежных средств в национальной экономике государства может осуществляться двумя различными путями: в первом варианте, через отклонение в ту или иную сторону цен от их стоимостно-ценностной основы; во втором варианте, через прямое перераспределение денежных доходов, полученных на основе реализации продукции по ценам близким к их ценностно-стоимостной основе.

Первый вариант распределения и перераспределения денежных доходов в обществе через многочисленные и существенные отклонения цен от их стоимостно-ценностной основы не приемлем для системы рационального хозяйствования периода трансформации индустриального общества в информационное. В этом варианте цены на товары и услуги, сильно отклоненные от их стоимостно-ценностной основы, оказываются в корне не приемлемыми для отбора инновационно-инвестиционных проектов с позиции их экономической эффективности и для ее обоснованной оценки в ходе осуществления этих проектов.

В рациональной системе хозяйствования необходимо применять лишь второй вариант распределения и перераспределения денежных доходов в обществе. Применять прямое распределение и перераспределение денежных средств на основе дифференциации налогов и таможенных пошлин.

Государственное воздействие на инновационно-инвестиционный процесс может осуществляться по двум основным направлениям, взаимодействующим между собой: по принципу прямых и обратных связей. [8] Прямое воздействие государства на инновационно-инвестиционный процесс осуществляется по ряду направлений, образующих единый взаимосвязанный комплекс: государственное стратегическое планирование инновационно-инвестиционного процесса; государственно-частное партнерство в инновационно-инвестиционной сфере; государственное программирование и проектирование в инновационно-инвестиционной сфере в соответствие и осуществление программ и планов целиком на государственной основе или через государственно-частное партнерство; государственно-частный мониторинг протекания инновационно-инвестиционного процесса; государственное финансирование и кредитование инновационно-инвестиционного процесса; государственная поддержка инновационно-инвестиционного процесса на предприятиях (организациях) всех форм собственности, в том числе и через предоставление гарантий по кредитам; активное противодействие государства инвестированию денежных средств в спекулятивно-посредническую сферу; действенный контроль государства за вывозом капитала из страны с целью противодействия сокращению объема финансирования инновационно-инвестиционного процесса внутри страны; создание государством, с применением соответствующих этапу развития страны методов и механизмов, благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу материального и интеллектуального производства; проведение на государственной основе фундаментальных научных исследований и НИОКР, а также подготовка кадров, необходимых для расширения инновационно-инвестиционного процесса и повышения его эффективности; государственный экологический мониторинг и контроль за инновационно-инвестиционным процессом; формирование общенационального инновационно-инвестиционного фонда. [7]

Автор предлагает сформировать национальный инновационно-инвестиционный фонд (НИИФ). В ходе осуществления инновационно-инвестиционных проектов, финансируемых из НИИФ, будет образовываться синергетический эффект, приносящий дополнительную прибыль. Данную дополнительную прибыль предполагается распределять между Фондом и участвующими в нем предприятиями и организациями в соответствии с величиной их вклада в образование синергетического эффекта. Этот фонд предполагается использовать в качестве организационно-финансового института, генерирующего разработки и осуществление высокоэффективных инновационно-инвестиционных проектов и программ. Производственные предприятия и организации будут предоставлять Фонду во временное пользование свои средства, предназначенные на инвестиции, но не используемые на данный период времени, на условиях полной индексации на инфляцию. При этом будут осуществляться начисления на них процента в соответствии с величиной синергетического эффекта, образуемого в результате инноваций и инвестиций. Это в конечном итоге приведет к повышению эффективности работы предприятия, увеличению прибыли и как следствие к внедрению инновационных технологий, повышению конкурентоспособности предприятий на международном рынке.

 

Библиографический список:

1. Бард B.C., Инвестиционные проблемы российской экономики, М.: Экзамен, 2000.

2. Брагин Н.И., Государство и рынок, М.: Союз, 2000.

3. Ведута Е.И., Государственные экономические стратегии, М.: Деловая книга, 1998.

4. Вознесенский Н.А., Военная экономика СССР в период отечественной войны, М.: ГИПИ, 1948.

5. Годунов И.В., И.К. Ларионов, Будущее России на весах истории, М.: Наука, 2005.

6. Делягин М., Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра, М.: ИНФРА-М, 2003.

7. Зироян М.А., Финансы в современном воспроизводстве, М.: ИВЦ Маркетинг, 2004.

8. Львов Д.С., Вернуть народу ренту, М.: ЭКСМО, 2004.

9. Портер М. и др., Японская экономическая модель, пер. с англ., М.: Альпина-Базис Букс, 2005.

10. Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, М.: Прогресс, 1968.

11. Щербаков ВН., Система хозяйствования как социально-экономическая наука, Теоретические основы системы хозяйствования, Вып. 4, М.: 1997.



{LTS}