Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Психологические аспекты принятия управленческих решений в малом бизнесе

 При копировании материалов, необходимо сделать ссылку на данную страницу!

Тезисы научно-практической конференции

"Технология принятия управленческих решений"
Москва - 1999

Психологические аспекты принятия управленческих решений в малом бизнесе

Бармашова Т.С.

Принятие решений — центральный момент управления. Он присутствует С планировании (процесс поиска и принятия решений относительно выбора целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместной деятельности людей), оперативном управлении, мотивации, контроле и пр.

Выделяя сущностные черты понятия «решение», его можно определить как процесс и результат выбора цели и способа ее достижения. Принятие решений является мыслительным процессом, предполагающим предварительное осознание цели и способа действий, проработку различных вариантов. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер. В принятии решений интегрируются знания, интересы, мировоззрение человека.

Переход к хозяйствованию в условиях рынка требует переосмысления личных стереотипов, принципов, подходов к принятию решений Сегодняшний день, в частности, требует:

I) конкретных формулировок целей и задач организации в виде результата и его показателей; 2) прогнозирования последствий риска; 3) акцента не столько на поиске виновных или причин недостатков, сколько на мобилизации временных и интеллектуальных ресурсов на поиск путей выходи из критической ситуации; 4) системного подхода к выработке решений, предполагающих учитывать многообразные взаимосвязанные факторы (организационные, экономические, психологические, экологические и другие последствия); 5) консенсуса как принципа принятия решений (Консенсус — это результат согласования спорных вопросов и различных мнений в процессе выработки решений); 6) всеобщего мозгового штурма при выработке решения, что обеспечивает всестороннюю и глубокую проработку предлагаемых вариантов решения; 7) использования главным образом партисипативных, групповых методов принятия решений.

В психологии термин «решение задач» употребляется в трех различных смыслах:

1) решение как план (способ, метод) осуществления задачи;

2) решение как процесс осуществления требования задачи, как процесс выполнения плана решения;

3) решение как результат выполнения плана решения.

Таким образом, когда говорят о решении задачи, то имеется в виду процедура разрешения проблемной ситуации. Можно говорить об общих закономерностях, присущих мышлению человека независимо от характеристики мыслительных операций, которые по-разному проявляются в соответствии со спецификой самой задачи.

Когда решаются задачи, то при этом проявляются самые общие закономерности мышления, такие как логические, интеллектуальные.

При сравнении логического и интеллектуального хода решения задач оказывается, что они не совпадают полностью. Это является основанием к тому, чтобы говорить об объективной и субъективной логике решения задач. Анализ несовпадения объективной и субъективной сторон решения задач самого широкого плана позволяет сделать предположение о том, что используемая информация не соотносится полностью с объективной информацией. Это относится и к управленческим задачам в равной мере.

Отмеченное несовпадение приводит психологов к мысли о том, что в процессе решения задачи не сразу усваивается вся содержащаяся в ней информация, а добывается в ходе этого решения.

Что касается мышления, то оно никогда не возвращается в точности к тому пункту, в котором оно уже однажды находилось, в чем, в частности, и усматривается его диалектический характер. С позиций системного подхода гипотеза о смысловом регулировании содержательного плана мышления дает возможность рассматривать мыслительный процесс решения задач, включая и управленческие, как сложную многоуровневую и полифункциональную систему, осуществляемую посредством изображения системообразующих связей между составляющими ее элементами.

Предметным предвосхищением принципа решения задач является внутренняя направленность субъекта, результатом чего является обеспечение в ряде случаев нахождения нужного принципа решения.

Необходимой предпосылкой успешного решения задач является рефлексия, т.е. осознание ее значимых аспектов, а также попытки включения их в определенные отношения и оценка их смысла. Успешность поиска решения задач может находиться в прямой зависимости от характера рефлексивно-личностной оценки актуальной значимости задач.

В процессе решения управленческих задач реализуются интеллектуальные и личностные возможности руководителей. Можно выделить как наиболее типичные определенные стили мышления руководителей, несмотря на большое их разнообразие:

1. Системный стиль, при котором упор делается на определение метода решения задачи (проблемы). В такой ситуации делается попытка расчленить проблему на ее отдельные компоненты

2. Интуитивный стиль, характеризующийся большой степенью осознания проблемы в целом и стремлением использовать различные методы решения задачи.

3. Рецептивный стиль, для которого характерно сосредоточение на отдельных деталях проблемы.

4. Перцептивный стиль, при котором проявляются стремления к установлению отношений между различными частями проблемы.

Управленческие задачи имеют свои характерные черты. Специфику их можно усмотреть в следующем:

а) эти задачи могут содержать неопределенные, а в некоторых случаях и противоречивые условия, б) в задаче может отсутствовать достаточная информация о возможных средствах ее решения, в) отсутствуют четкие алгоритмы решения, г) задачи часто решаются в условиях дефицита времени.

При решении управленческих задач каждый руководитель использует систему своих субъективных оценок относительно решения той или иной задачи. Кроме того, каждый руководитель имеет определенную систему представлений об иерархии задач, которые нужно решать.

В соответствии со сформировавшимися представлениями о задаче руководитель оценивает, какие задачи: 1) нужно решать в обязательном порядке; 2) какие в исключительных случаях можно не решать; 3) какие из задач можно полностью проигнорировать.

Существенно, что в содержательном плане значимые задачи могут перейти в свою противоположность, согласно диалектике их взаимоотношений, если они не могут быть решены в нужное время по ряду причин.

В условиях современного производства решения некоторых управленческих задач связаны с известной степенью регламентации. Но в тех же условиях находит место и некоторая доля неопределенности.

Для каждого руководителя организации, какой бы ока ни была, самым важным является установить четко степень значимости управленческих задач, выбрав самые неотложные для первоочередного решения. Такая стратегия является самой целесообразной и необходимой.

Следует отметить, что для каждого уровня управления существуют различные зоны актуальных задач, включающие проблемы разной степени сложности. Существуют проблемы, актуальные для каждого уровня управления организаций. Но с изменением уровня руководства меняется соотношение актуальных и неактуальных проблем.

Анализ управленческой деятельности руководителей показывает, что в ней имеются различного рода трудности: объективные и субъективные. Наличие трудностей в управленческой практике не всегда дает возможность руководителю выбрать правильную стратегию решения задачи, что часто приводит руководителя к ошибкам в принятии решений.

Знание руководителя о существующих трудностях в решении задач еще не означает, что он знает, как можно их устранить. Во многих случаях подобные трудности могут устраняться лишь в течение длительного времени всем ходом процесса производства.

Непосредственной задачей каждого руководителя является оценка любой управленческой ситуации. В случае, если руководитель переоценит или недооценит управленческую ситуации связанные с ней задачи, то выбор правильной стратегии для решения этих задач будет зависеть от адекватности оценки всей ситуации в целом. Следствий неправильной оценки управленческой ситуации может быть то, что некоторая часть важных задач выпадает из поля зрения руководителя.



{LTS}