Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
Викторова Т.С., кэн, доцент, директор ООО «Амарант» 

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация. В статье исследуется вопрос государственного регулирования процесса ценообразования и его влияние на формирование инновационно-инвестиционных процессов в России. Разработан алгоритм государственного регулирования процесса ценообразования. Предложена модель государственного регулирования ценообразования
Abstract. The article explores the issue of state regulation of the pricing process and its impact on the formation of innovation and investment processes in Russia. Developed an algorithm for state regulation of the pricing process. A model of state regulation of pricing is proposed.
Ключевые слова: инновации, инновационно-инвестиционный процесс, ценообразование, национальная экономика.
Keywords: innovation, innovation-investment process, pricing, national economy.
Сегодня российской экономике требуется непрерывный рост производительности труда и повышение эффективности производства. Идет перестройка экономики на инновационный путь развития, так как в настоящее время установился тренд мирового развития, направленный на инновационную парадигму. Сегодня в России идет интенсивный процесс формирования инвестиционной привлекательности страны в различных ее регионах. Наиболее важной чертой формирования российского инвестиционного климата является потребительский потенциал. На основе инновационно-инвестиционного развития экономики необходимо получить опережающее развитие для обеспечения конкурентоспособности российской продукции на международных рынках и обеспечения экономической независимости страны. Глобализация мировой экономики замедляет рост национальных экономик, но введенные мировым сообществом против России ограничения, позволяют ей развивать свой потенциал, и в итоге, повышать конкурентоспособность продукции. Примером может послужить отечественная компания Faberliк, которая значительно повысила качество своей продукции, расширила номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции, и стала вытеснять с российского рынка иностранные компании, такие как Oriflame, Amway, Avon, Mary Kay, Herbalife. [4,5]
Одной из важнейших проблем в инновационно-инвестиционном развитии предприятия сегодня является система управления ими. От качества управления предприятиями зависит социально- экономическое состояние страны. Инновационное развитие предприятий предполагает поиск новых путей привлечения инвестиций. Важным фактором развития современной экономики является проводимая государством политика в области государственного регулирования ценообразования, так как ценовая политика многих российских предприятий не является квалифицированной. Достаточно большое количество предприятий ценообразование ориентируют на свои издержки, связывают ее с продукцией, которая плохо ориентирована на изменения, происходящие на рынке и т.д. Ценообразование является наиболее ответственным и, в тоже время, сложным процессом в системе управления предприятием. Главной целью государства является повышение уровня жизни населения России, а, следовательно, необходимо решение проблем управления конкурентоспособностью. И здесь большое значение играет роль государственного регулирования ценообразования. [3]
Российскими экономистами опубликован ряд фундаментальных работ концептуального порядка по проблемам воздействия государства на социально-экономическое развитие России. При этом, в одних работах глубоко и обстоятельно раскрывается существенность, содержание, механизмы, методы и формы государственного регулирования экономики применительно к нашей стране. В других работах основной упор делается на выработку стратегии воздействия государства на социально-экономическое развитие России. [6,11] Работы третьего рода, а они представляют особый интерес для нашего исследования, рассматривают денежно-финансовые аспекты преобразования государственного регулирования российской экономики. [12,10,9]
Практическое значение теории взаимодействия стоимости и ценности товара (услуги), объединяемых в процессе образования рыночной цены через сопоставление цены предложения и цены спроса в интегрированную стоимость-ценность заключается в том, что эта теория является основанием для построения алгоритма государственного регулирования процесса ценообразования.
В данном случае речь идет о государственном регулировании в широком понимании, т.е. в смысле воздействия государства на регулируемый объект с использованием всего спектра воздействующих мер, начиная с планирования, программирования и завершая финансированием, включая также и регулирование в его узком значении, а именно в виде настройки, корректирования, выправления, контролирования и т.п. протекающих процессов.
Кроме того, имеется в виду именно государственное регулирование процесса ценообразования, а не просто цен. Регулирование цен является частным случаем регулирования ценообразования, являющегося более широким понятием. Государственное регулирование ценообразования означает, что государство воздействует не только на величины цен, но и на факторы и процессы, существенным образом влияющие на установление цен в народном хозяйстве. 
На рисунке 1 представлен разработанный алгоритм государственного регулирования процесса ценообразования.
В основе этого алгоритма лежит комплекс взаимосвязанных подходов к государственному регулированию ценообразовательного процесса, как составной части государственного регулирования национальной экономики, а именно:
рисунок
Рисунок 1 Алгоритм государственного регулирования ценообразовательного процесса
государственное регулирование экономики и государственное регулирование цен взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи. Это находит свое выражение, с одной стороны, в том, что государственное регулирование экономики предопределяет и направляет государственное регулирование ценообразовательного процесса, а с другой – последние, в своем качестве прямого и косвенного регулирования, используется в качестве одного из рычагов государственного регулирования экономики;
государственное регулирование национальной экономики по своим направлениям, а государственное регулирование ценообразования – по своим, активно используются в решении триединой задачи регулирования ценообразовательного процесса. Во-первых, воздействие на ценообразование на стороне производства – цены предложения (воздействие также на стоимость продукции), во-вторых, воздействие на ценообразование на стороне потребления – цены спроса (воздействие также на ценность продукции), в третьих, воздействие на взаимосвязи цены предложения и цены спроса и образование на этой основе рыночной цены (воздействие также на интегрированную стоимость-ценность).
Определенный выше комплекс подходов к государственному регулированию ценообразовательного процесса базируется на теоретических положениях о том, что:
в основе цены предложения товара (услуги) лежит его (ее) стоимость, а еще глубже – общественно-необходимые затраты труда и ресурсов;
в основе цены спроса товара (услуги) – его (ее) ценность;
в основе рыночной цены – интегрированная стоимость-ценность;
определение рыночной цены на основе взаимодействия цены предложения и цены спроса базируется на взаимодействии стоимости и ценности, которые в результате этого интегрируются в единое целое.
На рисунке 2 представлена разработанная модель государственного регулирования ценообразования.
Данная модель представляет собой комплекс сетевых взаимодействий между государством, осуществляющим ценорегулирующий процесс в русле государственного регулирования национальной экономики в целом и регулируемыми факторами, существенно влияющими на протекание этого процесса и его конечный результат в виде цен (тарифов) на товары и услуги, характеризуемые их общим уровнем, соотношением, динамикой. Предложенная модель базируется на следующих положениях. 
Государство осуществляет государственное регулирование экономики в целом, используя при этом государственное регулирование ценообразования в качестве одной из его составных частей, причем эти два вида регулирования (общее и частное) взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи.
рисунок
Рисунок 2 Модель государственного регулирования ценообразования
В качестве органической составной части государственного регулирования национальной экономики в целом, государство определяет прямое и косвенное регулирование ее параметров, имеющих ключевое значение для ценообразовательного процесса, в число которых входят:
оптимизация соотношения между денежной массой (ДМ) и валовым внутренним продуктом (ВВП), с использованием целевой контролируемой эмиссии денег; [12]
оптимизация пропорции между накоплением и потреблением национального дохода; [2]
оптимизация пропорций между отраслями национальной экономики; [6]
оптимизация уровня оплаты труда и ее дифференциации;
государственная поддержка, включая финансирование, ключевых направлений социально-экономического роста; [6]
государственное регулирование внешнеэкономической деятельности; [1]
государственное регулирование и поддержка корпораций в единстве с антимонопольным регулированием; [13]
государственное регулирование социальной сферы; [14]
госрегулирование национальной экономики с позиции обеспечения безопасности государства и правопорядка; [15]
государственное регулирование параметров производства с позиции экологии;
госрегулирование потребностей и образа жизни в соответствии с законами экологии человека, природы, общества;
государственное регулирование налогов, обязательных социальных платежей, процентов и дивидендов.
Государственное регулирование ценообразовательного процесса, будучи составной частью государственного регулирования национальной экономики в целом, предполагает концентрацию ценового регулирования по трем основным направлениям.
регулирование бухгалтерского учета с позиции получения достоверной информации для определения цен предложения на базе себестоимости;
регулирование, включая контроль, государственных стандартов и качества товаров и услуг как базы оценки их общественной полезности с учетом экологических параметров в процессе ценообразования;
непосредственное регулирование параметров, устанавливаемых субъектами хозяйствования цен (тарифов).
Последнее, третье по счету направление государственного регулирования ценообразовательного процесса использование следующих методов предполагает регулирующего воздействия:
установление по определенному перечню верхних пределов цен на товары и услуги;
установление по особому перечню ключевых товаров и услуг твердых государственных цен;
использование в отношении монополистов установления прогрессивных налогов на повышенную рентабельность в составе цены (тарифа) единицы продукции.
Представленный на рисунке 1 механизм предполагает использование результатов госрегулирования экономики по его важнейшим параметрам в качестве способов косвенного государственного регулирования ценообразования в народном хозяйстве.
В свою очередь, госрегулирование ценообразовательного процесса используется как один из способов оптимизации народнохозяйственных пропорций, достигаемой государственным регулированием национальной экономики в целом.
Госрегулирование ценообразования и госрегулирование национальной экономики в целом, с использованием прямых и косвенных методов регулирования, взаимодействуют по принципу прямой j обратной связи, усиливают действия услуг друг друга и позволяют достигать синергетического эффекта госрегулирования.
Государственному регулированию ценообразовательного процесса объективно присуща его миссия, а осуществляться оно должно в соответствии с рядом принципов, образующих единое взаимосвязанное целое. 
Миссия государственного регулирования ценообразовательного процесса состоит в таком воздействии государства на этот процесс, при котором в возможно более полной мере складывающиеся в результате данного регулирования уровень цен, их соотношения и динамика соответствуют общим параметрам государственного регулирования экономики в русле разработанной государством на научной основе стратегии социально-экономического развития, с соблюдением ограничений, накладываемых на ценообразовательный процесс его объективными законами.
Ценообразовательный процесс, ни его государственное регулирование не является самоцелью. Ценообразование как таковое является важнейшей органической составной частью экономического механизма воспроизводственного процесса. В основе ценообразования лежат соответствующие объективные экономические законы, которые могут прокладывать себе путь двумя путями – стихийным, действующим методом проб и ошибок, отклонений от равновесных состояний и их восстановлением, а потому менее эффективным; осознанным и целеустремленным, проявляющимся через осмысленное и последовательное применение в процессе ценообразования его объективных законов, что делает этот способ наиболее эффективным. Государственное регулирование ценообразования в соответствии с необходимостью соблюдения его объективных законов должно определять те объективно допустимые рамки, в которых государство может вмешиваться в ценообразовательный процесс без того, чтобы не нарушать его объективно обусловленных условий.
При этом государственное регулирование экономики как единого цельного организма должно опираться на научно-обоснованную стратегию социально-экономического развития, вырабатываемую государством. Такая стратегия должна строиться по определенным принципам: научности; системности; комплексности; приоритетности; стимулируемости; объективности; экологичности; глобальности; региональности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ценообразование как таковое является важнейшей органической составной частью экономического механизма воспроизводственного процесса. В основе ценообразования лежат объективные экономические законы, которые могут прокладывать себе путь двумя способами:
стихийным, действующим методом проб и ошибок, отклонений от равновесных состояний и их восстановлением, а потому наименее эффективным; 
осознанным и целеустремленным, проявляющимся через осмысленное и последовательное применение в процессе ценообразования его объективных законов, что делает этот способ наиболее эффективным.
Государственное регулирование ценообразования в соответствии с необходимостью соблюдения его объективных законов должно определять те объективно допустимые рамки, в которых государство может вмешиваться в ценообразовательный процесс без того, чтобы не нарушать его объективно обусловленных условий. При этом государственное регулирование экономики, как единого цельного организма, должно опираться на научно-обоснованную стратегию социально-экономического развития, вырабатываемую государством.
Предложен алгоритм государственного регулирования ценообразовательного процесса, в основу которого положено взаимодействие стоимости и ценности с их превращением в интегрированную стоимость-ценность; на базе этого алгоритма разработана модель этого регулирования, которое представлено в качестве составной части государственного регулирования национальной экономики в целом. 
Литература
1. Авдокушин Е.Ф., Международные экономические отношения, М., ИВЦ «Маркетинг», 2002
2. Бара В.С., Финансово-инвестиционный комплекс, М., ФиС, 1998.
3. Бармашов К.С, Управление инновационным развитием бизнеса в условиях ограничения, SCIENTIFIC RESEARCH - 2016. Proceedings jf articles the international scientific conference. 2016. С.76-87
4. Бармашов К.С., Бармашова Л.В, Инновации как ключевая составляющая устойчивого развития российской экономики, Экономика и предпринимательство, № 12, ч. 4, 2013
5. Бармашов К.С., Управленческие технологии формирования стратегии развития компании, Экономика и предпринимательство, №8 ч. 2 2017
6. Брагин Н.И., Государство и рынок, М., Союз, 2000; 
7. Годунов И.В., И.К. Ларионов, Будущее России на весах истории, М., Наука, 2006 и др.
8.Государственное регулирование рыночной экономики, авт. колл. под рук. Видяпина В.И., М., «Путь России», «Экономическая литература», 2002 и др.
9. Грибкова Н.Б., Налоги в системе государственного регулирования экономики России, М., Из-во Экономико-правовой
10. Дружинин А.В., Заемный капитал в системе общественного воспроизводства, ИТК «Дашков и К0», 2004; 
11. Жуков В.И., В.И. Митрохин и др., Антикризисное управление, М., ИТК «Дашков и К0», 2003; 
12. Зироян М.А., Финансы в современном воспроизводстве, М., ИВЦ «Маркетинг», 2004; 
13. Корпоративный механизм хозяйствования и мезоэкономическое структурирование, колл. авторов, М., Союз, 2000.
14. Ларионов И.К., Стратегия социального управления, М., КТК «Дашков и К0», 2004.
15. Экономическая безопасность, под ред. В.К. Сенчагова, М., Финстатинформ, 1998.


{LTS}