В основном это касалось малых предприятий, имеющих форму товариществ, как весьма распространенного вида малого предпринимательства.
Процесс перерегистрации являлся одновременно санацией малого предпринимательства, так как при этом ликвидировались либо не действующие, либо неэффективные малые предприятия (по данным Госкомстата РФ более 1/3 малых предприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее; по ряду регионов эта цифра достигала более 50%);
- преодоление в сознании людей мифа о безграничных финансовых возможностях самостоятельной предпринимательской деятельности; появление тенденции концентрации и централизации капитала на основе конкурентных начал в сфере малого предпринимательства.
Третий этап (1999 - 2008г.г.) связан с бурным ростом числа предприятий в непроизводственной сфере, что одновременно сопровождалось снижением темпов роста числа малых предприятий в производственной сфере.
Такое развитие предпринимательства можно охарактеризовать, как период более высокого уровня хозяйственной зрелости, способности к самоорганизации и созданию новых форм. Финансовый кризис 2008г.
существенно трансформировал условия функционирования предприятий и переориентировал их на импортозамещение. Таким образом, возник ощутимый импульс для развития предприятий реального сектора.
По мнению ряда авторов, сегодня не менее двух третей всех малых предприятий, тем или иным способом, связаны с крупными предприятиями.
Иногда эти связи носят временный характер: пути малой и крупной фирм расходятся, и малое предприятие обретает самостоятельность. В большинстве же случаев происходит укрепление этих взаимосвязей, они начинают носить устойчивый характер по причине получаемой обоими партнерами от этого взаимодействия экономической выгоды. При этом возникает экономический симбиоз малой и крупной структур.
Экономический симбиоз - это союз экономических объектов, предполагающий устойчивый тип взаимодействия между ними, приносящий каждому из них экономическую выгоду (эффект) и сформированный в процессе их функционирования. Формы этого союза могут быть различными и определяются стратегическими целями его участников. Следует отметить, что феномен экономического симбиоза достаточно хорошо изучен и описан в научной литературе для случаев взаимодействия малого и крупного предприятий.
В российских условиях экономический симбиоз определяется достаточно широким спектром целей его участников. Целевые установки условно можно разделить на две группы: необходимость рационального разделения производственно-экономических функций предприятий и совершенствования общей организации производства; специфические цели, обусловленные необходимостью выживания в сложных условиях реформируемой российской экономики.
Несмотря на разнонаправленность направлений развития правового и экономического состояния общества того времени, была реальная возможность посредством быстрого развития малых предприятий и их интеграции с крупными и средними предприятиями перейти к реформам в промышленности и возобновлению экономического роста в новых хозяйственных условиях.
К позитивной роли торговой и посреднической деятельности предприятий следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Рывок предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг.
Явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70 - 90% доходов малых предприятий, подталкивал предпринимателей к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.
К 1995г. оказались практически исчерпанными и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее предприятий, преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.
Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского предпринимательства. Обозначился новый этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождающийся значительным сокращением прироста числа малых предприятий.
Отечественная специфика развития предпринимательства требует изучения, анализа и оценки на региональном уровне. Речь идет о весьма важных сдвигах, которые необходимо зафиксировать, исследовать и квалифицировать в качестве временных или долгосрочных. С учетом этой специфики соответствующие базовые положения, сформировавшиеся в середине 90-х годов XX века и перешедшие в концепции и программы начала нынешнего века, требуют корректировки и пересмотра.
Рассматривая эволюцию предпринимательства в регионах, прежде всего, следует отметить, что в России возник и получил широкое распространение специфический вид предпринимательства.
Одной из форм легализованного перераспределения национального дохода, произведенного в государственном секторе экономики в пользу частных лиц, имевших непосредственное отношение к управлению государственными объектами, было создание предприятий (кооперативов), которые практически ничего не производили. В условиях товарного дефицита они покупали на государственных предприятиях товары по заводским ценам, а продавали их по рыночным. После приватизации директора предприятий создавали свои дочерние предприятия, через которые выводили прибыль, а иногда и часть капитала на счета подставных фирм. Успех такого предпринимательства мало зависит от состояния рынка. Посреднические фирмы данного вида порождены интересами и возможностями собственников, директоров, криминальных кругов, преследующих краткосрочные цели личного обогащения.
Совокупность этих предприятий, представляющих собой самостоятельные, легально действующие хозяйственные объекты, образует «карманную экономику». Ее роль в экономических механизмах переходного периода настолько значительна, что она получила также название «второй экономики», функционирующей рядом с официальной и иррегулярной (теневой) экономикой, но отличающейся от них.
Термин «вторая экономика» введен, как альтернатива терминам теневая, иррегулярная экономика. С официальной традиционной экономикой «вторую экономику» объединяет легитимность, легальность функционирования, с иррегулярной -информационная закрытость, неподотчетность официальной статистике. Этот термин шире, чем используемое понятие карманной экономики (многие виды деятельности крупных предприятий также могут быть отнесены ко «второй экономике»; однако карманные структуры - это наиболее существенная ее часть, ядро «второй экономики»).
Следует заметить, что наличие «второй экономики» не является прерогативой российских условий переходного периода. Удобство использования карманных фирм для проведения финансовых различных манипуляций уже давно и по достоинству оценено западными бизнесменами.
Отличие российской «второй экономики» от западной состоит, во-первых, в источниках средств (в России ее первоначальным источником является государственный сектор); во-вторых, в масштабах (отсутствие совершенного российского законодательства оставляет много ниш для действия объектов «второй экономики»); в третьих, в задачах, которые она решает (для многих предприятий и даже для целых отраслей это выбор стратегии выживания в сложных условиях переходного периода).
Таким образом, роль современного российского предпринимательства нельзя оценивать только с позиций традиционной экономики, такая оценка была бы поверхностной. Он подобен айсбергу: его надводная, меньшая, часть характеризует малое предпринимательство, как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен. Его подводная, большая, часть погружена в глубины «второй экономики» и определяет условия выживания значительной части населения российских регионов.
Особенностью становления российского предпринимательства является его взаимодействие с теневой экономикой, которая гораздо сильнее, чем в странах с цивилизованным рынком.
В западных странах, где создаются наиболее благоприятные условия функционирования предпринимательства, и жестко контролируется нелегальная экономика, происходит процесс перемещения из теневого сектора в сторону легитимного предпринимательства. В России же наблюдается сращивание этих сфер. Являясь легкой добычей для теневых структур, малое предпринимательство становится либо питательной средой, на которой выращиваются доходы черного бизнеса, либо заложником мафиозных групп, использующих его в своих целях.
С ненормативными действиями предпринимательство сталкивается также в сфере управления. Исследования свидетельствуют о том, что предпринимательство находится в жестких тисках бюрократического аппарата.
Специфическим российским феноменом является, так называемый, «регулярный» рэкет, который обеспечивает безопасность предпринимательства. Регулярный рэкет, как бы, берет на себя санитарные функции, которые недостаточно хорошо выполняются государством и правоохранительными органами Уровень служб его достаточно высок, и даже в крупных городах он хорошо информирован практически о любой крупной финансовой операции. В провинции же экономическое пространство поделено различными группировками регулярного рэкета почти практически без зазора.
Итак, внешнюю среду, в которой приходится работать малым предприятиям, в целом можно охарактеризовать, как нецивилизованный, «полудикий» рынок с наличием разнообразных видов рэкета на всех уровнях, начиная от собственно бандитских образований и мафиозных структур и заканчивая чиновничьим и государственным рэкетом.
В настоящее время малое предпринимательство - «кузница кадров» трех различных типов, причем два из них являются порождением негативного хода экономических реформ и, по-видимому, должны рассматриваться либо как «временщики», либо как «псевдопредприниматели».
Одна из этих двух групп представляет особый слой, смыкающийся с криминальными структурами. Их опыт работы в основном связан с умением обходить законы и находиться в пограничной ситуации. В том случае, если уровень криминализации российской экономики будет снижен, а законодательство упорядочено, число такого рода «псевдопредпринимателей» также сократится.
Вторую группу «псевдопредпринимателей» составляют вынуждено покинувшие свои рабочие места и сменившие свою профессиональную деятельность из-за общего спада производства и кризиса экономики. Это та часть кадров, которая пришла в малое предпринимательство не по призванию, а чтобы выжить. Можно ожидать, что в случае стабилизации экономики, определенная доля этого слоя населения вернется к работе, близкой по характеру к своей прежней профессиональной деятельности.
Как показала практика, наиболее восприимчивыми к рыночным нововведениям оказались директора предприятий - в основном молодого и среднего возраста. К ним тяготеет наиболее прогрессивная часть директорского корпуса, образуя различные экономические объединения с малыми предприятиями и надеясь на то, что такие меры позволят повысить рентабельность нового образования.
Специфической чертой российского предпринимательства является и то, что его субъекты практически не имеют в собственности вещественного основного капитала. Абсолютно доминирующая часть субъектов предпринимательства ведет свою хозяйственную деятельность на базе арендуемых помещений и оборудования.
В этом смысле российские субъекты предпринимательства ближе к слою наемных работников, чем к слою крепких собственников. В силу этого сложно считать такое предпринимательство генератором нового среднего класса.
Российское малое предпринимательство стало самой распространенной формой самоорганизации некапиталоемкой рыночной деятельности с ориентацией почти исключительно на региональный и местный рынки.
Предпринимательство в регионах уверенно заняло те ниши, которые открылись с ликвидацией государственной монополии на экономическую деятельность и которые не были захвачены крупным и средним капиталом. Отраслевая структура малого предпринимательства в каждом регионе стала прямым отражением становления местного рынка, потребительских возможностей населения и новых хозяйствующих субъектов.
По мнению некоторых ученых, в условиях трансформации экономического потенциала в период реформ предпринимательство, демонстрируя возможности устойчивого роста, сыграло весьма важную, системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики.
Фактически сложившаяся территориальная специализация предпринимательства позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную комплексную структуру хозяйства регионов и муниципальных образований, городов и сельских районов.
Такая оптимистичная оценка может быть нами проаргументирована тем, что в России отсутствует полная официальная статистика о состоянии сферы предпринимательства.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – М.: Ось-89, 2007.
2. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. - М.: Дело и Сервис, 2010.
3. Викторова Т.С. Развитие предпринимательства в условиях неопределенности и риска: дис. канд. экон. наук: спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»/ Т.С. Викторова. – М., 2010.
4. Каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству России. Выпуск 1. -М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2010.
5. Пустобаев В.П. Графическая модель макросреды в предпринимательстве/ В.П. Пустобаев // Экономика и предпринимательство. – 2011. - № 2.
6. Россия в цифрах 2009. Краткий статистический сборник /Пред. ред. колл. В.Л. Соколин и др. - М.: Росстат, 2009.
7. Щербаков В.Н. Общие принципы рационального развития системы хозяйства (политический аспект). - М.: Бизнес-пресс, 2009.
Business structural changes in real sector of economy
by Viktorova T.S., Candidate of Economic Science, Mushkatova M. S. the senior teacher
The role of entrepreneurshipas the special sector of economy is disclosed in the article. It allows to make the analysis of economic entities dynamics in separate sectors of economy. Comparison of statistics in small business in the leading countries of Europe is made. The data characterizing the basic economic indicators of Russian small enterprise activity, provided by the Federal State Statistics Service (Rosstat) are displayed. The analysis of the basic economic indicators of small enterprises activity by economic activities kinds (The Russian Classification of Economic Activities) is carried out. The key sources of financing of small enterprises are presented in the form of a diagram. It is diagrammatizedon the results of generalization of the materials which are available in the scientific and journalistic literature. The conclusion is drawn that today tendencies of economy restructuring and social labor in Russia should be forwarded tocreation of enterprises providing and serving the first requirements of the person.
|