Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Проблемы инновационного маркетинга В России

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА В России INNOVATIVE MARKETING PROBLEMS OF IN RUSSIA Викторова Т.С., кэн, доцент, филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме Viktorova TS, ken, associate professor branch of FS BEI of HPE «MSIU» in the town of Vyazmе Аннотация Проблемы инновационной сферы РФ в значительной степени связаны с отсутствием или слабым развитием маркетинга в научно-технических организациях и инновационных фирмах страны. К сожалению, долгое время маркетинг в нашей стране вообще не получал стимулов для своего развития, а затем практиковался лишь в достаточно узкой сфере – в области внешней торговли. Abstract Problems of the Russian Federation in the sphere of innovation is largely associated with the absence or weak development of marketing in scientific and technical organizations and innovative companies of the country. Unfortunately, a long time marketing in our country do not receive incentives for their development, and then practiced only in a fairly narrow field - in the field of foreign trade. Ключевые слова: инновации, научно-техническая продукция, реклама, маркетинг. Keywords: innovation, scientific and technical production, advertisement, marketing. В современном мире инновации - эффективное средство повышения конкурентоспособности. Они приводят к созданию новых товаров и услуг, к освоению новых рынков, притоку инвестиций и снижению всех видов издержек. Именно поэтому стоит сказать об актуальности проблемы инновационного развития - основы повышения эффективности деятельности предприятий - особенно в послекризисный период. Именно инновационное развитие способно более легко пережить любые кризисные явления и улучшить показатели экономики. Наиболее эффективным средством в данном случае для российской экономики может стать инновационный маркетинг [1]. Инновационный маркетинг является одной из концепций классического маркетинга. Он предполагает то, что предприятия должны постоянно улучшать свои продукты, методы и формы продвижения товаров [5]. Инновационный маркетинг предполагает два направления: во-первых, сам маркетинг нового продукта, во-вторых, совершенствование имеющегося товара. Такая концепция маркетинга является очень эффективной, особенно на начальных стадиях продаж продукта, ведь компания превращается в монополиста по данному продукту благодаря инновациям на основе исследования рынка [3]. Конечно, в будущем монополия теряется благодаря конкуренции, но при правильной стратегии инновационного маркетинга (а именно постоянном совершенствовании товара) можно постоянно удерживать лидерскую позицию среди конкурентов. Инновационный маркетинг анализирует рынок, занимается разработкой его сегментов, организует и формирует спрос, а затем прогнозирует поведение потребителя. Важное место здесь отводится появлению на рынке нового товара, его исследование и составление прогнозов на востребованность покупателями. Важные моменты, на которые обращает внимание руководитель проекта: вид, качество товара и группа потребителей, нуждающихся в этой продукции. Отсюда выявляется тесное взаимодействие участников маркетинговой схемы. Помимо исследования рынка, инновационный маркетинг также проводит сбор информации о потребителях (рост населения и его доходы), изучает юридические условия и законодательство. Особое внимание уделяется изучению экспорта, импорта и новшеств. Информация берётся из статистических данных, справочников и деловых изданий, а также из результатов работы торговых палат. Анализируя потребности покупателей и разделяя их на чёткие группы (сегментация), определяются степени привлекательности и конкурентоспособности товара. В результате всех проведённых аналитических мероприятий составляется инновационная стратегия, которая направляет маркетинговую деятельность на скорейшее достижение заданных целей. Другими словами, инновационный маркетинг является инновационным проектом, что означает комплекс научно-исследовательских, производственных, организационных, коммерческих и финансовых мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретной задачи [4]. Важно понимать и анализировать все цели инновационного проекта: повышение конкурентоспособности продукции предприятия, создание инновационной базы для долгосрочного устойчивого роста компании и обеспечение экономической безопасности предприятия. Выполнение этих целей приведет к максимальной эффективности инновационного проекта, а именно инновационного маркетинга, что приводит к увеличению экономических показателей компании [2]. В инновационном маркетинге также следует выделить традиционный маркетинг производителей инновационных продуктов и маркетинг закупок. Второй направлен на поиск и приобретение продуктов для какой-либо организации, новых информационных технологий, нового оборудования, а также на налаживание взаимопонимания и партнерский отношений с производителями данных инновационных продуктов на долгосрочной взаимовыгодной основе. При этом сам процесс осуществляется сотрудниками организации, занимающейся маркетингом закупок [1]. Однако в России инновационный маркетинг сталкивается с рядом проблем [6]: отсутствует реальная поддержка инновационных предприятий; крупные компании не склонны к идеям инновации; в технологической среде отсутствует конкуренция, что приводит к отсутствию спроса на продажи продуктов инновации. Также, существует ряд проблем в отношении человеческих ресурсов [6]: отсутствие специалистов, ориентируемых на инновационные идеи; отсутствие людей, готовых не только придумать, но и продвинуть такой продукт; низкая проработка проектов из-за нехватки знаний у технологических бизнесменов; при запуске производства инновационного продукта желание производить его на новом оборудовании при возможности производства на старом (что влечет к дополнительным затратам, причем немалым); отсутствие благоприятной среды для развития и реализации проектов инновационных продуктов. На данный момент для успешного применения концепции инновационного маркетинга в России требуется решение этих проблем. По мнению многих экономистов, инновационный маркетинг в нашей стране необходим. Инновационных продукт по определению является проще и эффективнее, а, соответственно, упрощает жизнь потребителям такого товара [2]. В выигрыше остаются как и потребители, так и сами производители - ведь потребитель пойдет именно за инновационным продуктом, так как он будет обладать большим (по сравнению с не инновационным продуктом) количеством функций и свойств, а, соответственно, будет выгоднее. Остается вопрос - как реализовать инновационный маркетинг в России, как решить все препятствующие ему проблемы? По мнению экспертов, необходима помощь со стороны государства. Поддержка инновационных предприятий начнет привлекать всё больше и больше людей в такой бизнес. Отсюда появится конкуренция, и крупные компании будут вынуждены производить инновационные продукты, чтобы не потерять свои лидирующие позиции. Если говорить про человеческие ресурсы - то при поддержке инновационного бизнеса со стороны государства предприниматели будут иметь опыт в создании нового продукта, при правильной стратегии и анализе такие люди очень быстро станут высококачественными специалистами в данной области [5]. Кроме того, необходимо учитывать особенности применения отдельных инструментов маркетинга в зависимости от типа инновационного продукта: производственные, потребительские и продукты сферы услуг. Теперь можно рассмотреть вопрос - насколько важна была эффективность рекламного послания? Можно даже предположить, что эффективность рекламного объявления сработала в минус марке, т. к. вызвала раздражение у покупателей. Казалось бы, какое отношение имеют эти проблемы к эффективности рекламы в СМИ? А самое непосредственное. Как Вы думаете, что покажут результаты «анализа эффективности» такой рекламы? Правильно, директор компании, как нормальный бизнесмен, посмотрев на результаты продаж, заявит, что реклама в этом журнале (газете) неэффективна, и больше он не будет там размещаться. И здесь мы подходим к собственно источнику этой проблемы, характерной для подавляющего большинства российских компаний. Нескоординированность действий разных подразделений компании, в той или иной степени ответственных за сбыт, волновала умы специалистов на Западе, что вылилось в создание в 90-х годах прошлого века концепции «Интегрированных маркетинговых коммуникаций (IMC)». В последнее время и у нас наиболее передовые специалисты по сбыту стали пропагандировать эту концепцию для продвижения товаров/услуг на рынок, но говорить о каких-то массовых реальных проектах пока не приходится. В чем же суть IMC? Вот цитата из доклада И.А. Кузьменкова (Коммуникационная группа «Кузьменков и партнеры») на Cosmetique news Forum в марте 2001 года: «Принципиальное отличие IMC-программы в том, что она является не сложением различных традиционных дисциплин, а единой многоканальной синхронизированной коммуникацией, ориентированной на установление отношений, желательно двусторонних, с целевой аудиторией. А точнее - с различными целевыми аудиториями, для каждой из которых подбирается своя модель. Таким образом, IMC - это новый взгляд на весь комплекс продвижения. И если раньше маркетологи видели несколько направлений, которые конкурировали за бюджет, имели собственные механизмы планирования и управления и отправляли в общество разные послания, зачастую конфликтующие между собой, то сейчас формируется целостный блок, с единым финансированием, менеджментом и идеями. Новый подход к продвижению, кроме всех прочих плюсов, позволяет снизить затраты на продвижение (в данном случае уже не говорят отдельно о рекламе, PR или маркетинге) примерно в три раза, при том, что эффективность воздействия на целевые аудитории значительно повышается. Потребителям нравится популярность и возможность похвастаться чем-то в кругу друзей. Все ценят, когда о них проявляют заботу, избавляют от проблем. Необходимо дать потребителям то, что они хотят, и тогда в их лице получится не просто покупателей, а лояльных потребителей, приверженцев вашей марки, которые будут еще и работать на вас, пропагандируя в своем кругу «такой замечательный продукт (фирму, услугу)». Многие издания уже опробовали такой стиль работы. В большей степени это касается пока женских журналов - всевозможные конкурсы, подарки, дискуссионные клубы, «горячие линии», консультации, социально-ориентированные акции вызывают искренний интерес и делают читательниц «соучастницами» продвижения продукта. И если «обычная» реклама выветрится из головы читателя (если он вообще обратит на нее внимание) в лучшем случае через пару-тройку недель, то участие в конкурсе, подготовка к нему, подарок или публикация письма в журнале запомнятся надолго, а то и на всю жизнь. В средних и мелких компаниях, где каждый рубль на учете, IMC являются несомненным выходом из нынешней сложной ситуации». Естественно, новый подход требует гораздо большего творчества, нежели «традиционный». Интегрированные маркетинговые коммуникации подразумевают индивидуальный подход ко все более дробным целевым группам. Теперь уже недостаточно, что называется, сделать один макет и размещать его во всех изданиях, ожидая звонков или прихода покупателей. На Западе этап ломки традиционных представлений о комплексе воздействий на потребителей завершается. Скоро в экономических кругах перестанут говорить сугубо об «эффективности рекламы», а будут говорить об «эффективности коммуникации» компании. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что среди главных направлений развития инноваций в России: создания спроса на инновации, решение инвестиционных, организационно-правовых, кадровых вопросов, - определенную роль играет расширение использования инновационного маркетинга. Благодаря нему выигрывают обе стороны - производитель и потребитель. Существует большое разнообразие содержания инновационного маркетинга применительно к различным группам продуктов, рынков инноваций, субъектов инновационной деятельности, условия и возможностей его применения. Поэтому необходимы новые подходы к реализации инновационного маркетинга в России. Такая концепция даст новый толчок в развитии экономики. Литература 1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг / О. Д. Андреева – М.: Инфра-М-Норма, 2012г. 2.Голубков Е.П. Иновационный маркетинг как инструмент перевода экономики России на новый путь развития / «Маркетинг в России и за рубежом» - 2013. - № 1. 3.Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру. Как создать, завоевать и удержать рынок. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. - 513 с. 4.Попов В.Л. Управление инновационными проектами, М. ИНФРА-М, 2009 - 337 с. 5.Юсов А.В. Экономика России: возможен ли инновационный путь развития? //Журнал экономической теории. - 2010. - № 2. Literature 1. Andreeva О.D. Technology business: marketing / O. D. Andreeva - M: Infra-M-Norm, 2012. 2. Golubkov EP Innovative marketing as a translation tool of Russia's economy on a new path of development / "Marketing in Russia and abroad" - 2013. - № 1. 3. F. Kotler Marketing Kotler. How to create, win and retain market. MA: Harvard Business Review, 2010. - 513 p. 4. VL Popov Innovative project management, M. INFRA-M, 2009 - 337 p. 5. Yusov AV Russian economy: is an innovative way of development? // Journal of Economic Theory. - 2010. - № 2.


{LTS}