Философия японского управления отличается от философии, используемой в большинстве стран Европы и Америки, прежде всего предметом управления и своей направленностью. Главными предметами управения в Японии являются человек, трудовые ресурсы государства. Цель, которую ставит перед собой японский менеджер, заключается в повышении эффективности работы предприятия в основном путем применения наиболее рациональных форм использования трудовых ресурсов, повышения производительности труда работников. В европейском и американском управлении предметом деятельности являются процессы. Основная же цель — получение максимальной прибыли, т. е. наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. Отсюда вытекают и различия в стратегиях, принципах, средствах достижения целей менеджмента. Можно выделить следующие отличительные признаки японского управления: • гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Эту гарантию обеспечивает система пожизненного найма — явление уникальное и во многом неадекватное европейской культуре и образу жизни. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Необходимость гарантии пожизненного найма делает управление персоналом стратегическим фактором менедж-мента. Японские управляющие не только прививают своим работникам технические навыки, но и воспитывают моральные, нравственные качества; ориентация деятельности корпорации на общегосударственные ценности, культурные традиции, адаптированные к интересам и специфике функционирования предприятия. Японская система управления направлена на создание общей для всех работников фирмы базы понимания таких корпоративных ценностей, как приоритет качественного обслуживания потребителей, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие подразделений. Персонал управления стремится приобщать работников к корпоративным ценностям и поддерживать их на всех уровнях. Информация и анализ ориентированы на повышение эффективности и качества.
|