Япония — страна, для которой характерна «восточная» матрица развития. Японское управление основано на духовных традициях японского народа. Учения, отражающие лучшие традиции дзен-буддизма, сохраняются в сознании японцев и передаются из поколения в поколение, пронизывая все поры жизнедеятельности общества. Чтобы понять природу философии управления в Японии, необходимо коснуться некоторых основ традиционной культуры этой страны. Исследуя источники японской философии управления, нельзя не упомянуть об эре Токугавы, когда японская культура после продолжительной ассимиляции китайских традиций достигла своего классического выражения. Сойзане Судзуки, дзенскому философу, одному из теоретиков того времени, влияние идей которых весьма ощутимо в современной управленческой мысли Японии, принадлежит знаменитый афоризм. По-русски он звучит примерно так: «Когда мы втягиваемся в мирские дела, мы продолжаем придерживаться религиозных обычаев». Опираясь на эти традиции, философия эры Токугавы завещала современной Японии способность быстрых преобразований, дисциплину и порядок в неизменном движении по пути развития. Японская философия ориентирована на постоянное совершенствование управления в качестве общенациональной задачи. Одним из главных завоеваний японского управления считается виртуозность методики перспективного планирования. Она поддержана другими особенностями японской системы управления: пожизненный наем, коллективная ответственность, согласование решений, управление «снизу вверх». Опираясь на духовные основания и вытекающие из них культурные традиции, философия японского управления предполагает, что работа — это групповая деятельность. В определенной мере это связано с тем, что Япония — маленькая страна. Плотность населения здесь высока, ресурсы ограничены. Природе катаклизмы воспринимаются как прямая опасность, вызывая у жителей чувство страха. Поэтому у японцев так остро чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности нации. Во многом это обусловлено и тем, что японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Это, в частности, проявляется в том, что японцы мыслят от имени групп. Личность осознает себя, прежде всего в ка-честве члена группы, а свою индивидуальность — как индивидуальность части целого. В связи с этим в японском управлении делается упор на групповую ориентацию, согласованность действий, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими. Здесь принято коллективно вырабатывать решения, и существует система пожизненного найма. Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Они отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого.
|