Обычному предприятию для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие не приобретает для себя ресурсов, а ищет новых партнеров, обладающих соответствующими ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. Иначе говоря, подбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке. Для лучшего соответствия рыночным потребностям в сеть объединяется множество предприятий, чаще всего удаленных географически. Чтобы согласовывать свои действия, предприятиям необходима оперативная информация и коммуникации. С этой целью создается единая информационная система, основанная на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий. Основными характеристиками виртуального предприятия являются: • гибкая сетевая структура организации с ярко выраженным приоритетом горизонтальных связей; • высокий профессионализм членов сети; • автономность работы участников и узкая их специализация; • наличие развитых информационных средств интеграции. Виртуальные предприятия обладают и недостатками. К ним можно отнести: • повышенную экономическую зависимость от партнеров, связанную с узкой специализацией членов сети; • отсутствие должной социальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений; • опасность чрезмерного усложнения отношений, вытекающих из разнородности членов предприятия; • неясность в отношении членства в предприятии и динамики его самоорганизации. Другими словами, принципы виртуальных организационных форм предопределяют «дефицит» автаркии и мотивации участников, входящих в сеть.
|