Развитие управления шло параллельно прогрессу систем хозяйствования и в ответ на их потребности. При этом в первый и достаточно долгий период существования однажды найденные методы и приемы управления оставались едиными для организаций всех сфер социальной деятельности. Единственно возможной и рациональной признавалась модель автократического управления. Со второй половины XX в. стали происходить радикальные изменения, которые привели к качественно новой модели управления, характеризующейся быстрыми и далеко не всегда прогнозируемыми изменениями внешней среды функционирования организации, обусловливающими необходимость применения новых методов и приемов управления. Основоположником концепции научного управления, получившей развитие в США в начале XX в., признается Ф. Уинслоу Тейлор (1856-1915), который впервые сформулировал идею управления как самостоятельной области исследования. В рамках классической школы была обоснована необходимость научного подхода к управлению и сформулированы (на базе исследования опыта административной и производственной деятельности) общие принципы организации управления. Классическая школа основывалась на четырех столпах: четкое разделение функций; иерархичность управления — передача команд по цепи сверху вниз; единство командования («никто не работает более чем на одного босса»); ограниченность числа подчиненных под непосредственным руководством одного человека. В рамках этой школы разработаны: • метод количественного анализа в применении к управлению; • принцип делегирования полномочий; • подход к дифференциации управленческих функций с выделением самостоятельной функции планирования; • способы исследования трудовых операций и др.
|