Современный менеджмент можно определить как стратегический. Имеются различия в понимании сущности стратегического менеджмента и его отличий от оперативного управления. Многие специалисты считают, что необходимо различать текущее управление на уровне производства и управление, осуществляемое на высшем уровне. Понятие стратегического менеджмента получило распространение в 1960-1970 гг. в связи с качественно новым уровнем экономического развития и радикальными изменениями во внешней среде. Тем самым стратегический менеджмент, осуществляемый в условиях имманентно изменчивой и неопределенной среды, призван находить возможности эффективного управления организацией. С этой позиции стратегический менеджмент предполагает: 1. наличие четко обозначенных целей, путей и ресурсов их достижения; 2. открытость системы — ее быстрая приспособляемость к меняющемуся окружению; 3. ориентацию на изучение ограничений, накладываемых рыночной средой (внешние факторы); 4. расчет темпов по обстоятельствам (согласно конъюнктуре экономики); 5. увеличение горизонта планирования в связи с непредсказуемостью далеких последствий; 6. решающее значение фактора времени (в конкурентной борьбе); 7. риск как форму бытия организации; 8. изменения как движущую силу, изменчивость критериев развития; 9. прибыль с учетом социальных интересов; 10. гибкость структуры организации (ее адаптивные возможности) как открытой системы, подверженной постоянному воздействию многочисленных факторов внешней среды. Организация, взаимодействуя с окружающей средой, должна оставаться восприимчивой к ее требованиям и сигналам. Для этого необходимы перманентный анализ, оценка внешней среды и про-гнозирование того, как она будет меняться во времени. Вместе с тем следует создать также систему управления, способ¬ную поддерживать постоянное соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации. В этом важнейшая предпосылка успешной деятельности при стратегическом управлении.
|