Существенную роль в становлении школы «человеческих отношений» сыграло экспериментальное подтверждение несостоятельности ограничения интересов рабочего сугубо экономическими. В этом отношении весьма примечательными оказались получившие широкую известность эксперименты Элтона Мэйо, проведенные им в 1924-1932 гг. на одном из предприятий компании «Уестерн электрик» в Хоторне (пригороде Чикаго). Сначала ставилась задача выяснить влияние освещенности на производительность труда женщин-работниц, занятых сборкой телефонной аппаратуры. Многочисленные попытки установить связь между условиями (освещенность и пр.) и производительностью труда работниц не дали сколько-нибудь убедительного подтверждения этой гипотезы. В конце концов исследователи пришли к неожиданному выводу: рост производительности труда обусловливается действием внеэкономических, а именно социально-психологических, факторов, об эффективности которых до того времени и не подозревали. Выяснилось, что работницы, участвовавшие в эксперименте и почувствовавшие внимание к себе, более всего довольны тем, что принимают участие в важных и интересных экспериментах. Помимо того руководство стало менее директивным: работницы получили право по своему усмотрению определять периоды отдыха, их освободили от неукоснительного соблюдения некоторых формальных требований администрации. Совместное (администрации и работниц) обсуждение вопросов, представлявших общий интерес, способствовало сплочению коллектива компании, возникновению дружеской атмосферы, существенно изменило мотивы трудовой деятельности. Тем самым было доказано исключительное значение социальных потребностей работниц: повышение производительности оказалось проявлением естественной потребности личности принадлежать к той или иной группе и быть ее признанным членом. Было найдено объяснение мотивации трудовой деятельности личности. В дальнейшем вывод о тесной связи мотивации трудовой деятельности с тем, как личность воспринимает и оценивает характер и содержание своей работы, получил всеобщее признание. Вслед и в рамках школы «человеческих отношений» в 1950-х гг. возникла поведенческая концепция (бихевиористское, социально-психологическое, гуманистическое направления) теории управления. В этой концепции внимание концентрируется на том, что ранее, в общем, оставалось вне поля зрения исследователей, - на различных аспектах социального взаимодействия (человеческих аспек¬тах управления), психологических мотивах поведения людей в процессе производства, групповых отношениях, проблемах конфликта и сотрудничества, неформальной организации. Разрабатываются способы повышения эффективности человеческих ресурсов (как организации в целом, так и отдельных работников) посредством упорядочения власти, совершенствования организационных структур и коммуникативных связей, изменения содержания работы и качества жизни работников. Таковы основные исторические вехи развития моделей управления. Современные модели при всей их специфике несут в себе зримые элементы некогда доминирующих моделей, подтверждая тем самым преемственность исторически сформировавшейся концепции управления.
|