Тейлор разделил производственный процесс на отдельные операции, отделил управленцев от простых рабочих, причем он полагал, что отбор рабочей силы целесообразно вести также на научной основе. В результате, полагал он, произойдет повышение эффективности труда и прибыльности предприятий. Чтобы прокламируемые им принципы реализовались, он считал необходимым установить контроль за их исполнением, не забывая при этом и о выполнении прочих функций. Тейлор считал, что, когда контроль становится единственным методом интегрирования частных целей в единую цель организации, работники «расслабляются при первой же возможности». Таким образом, основоположники классической школы последовательно разрабатывали концепцию, согласно которой стабильный рост производительности труда может быть достигнут только на основе научного исследования, позволяющего выявить наилучшие способы выполнения каждого элемента работы в условиях непосредственной ответственности руководителя за их внедрение. Выдающимся представителем классической школы является немецкий социолог МаксВебер (1864-1920), создатель теории бюрократического построения организации и управления. Вебер выдвигал тезис о рациональной власти, основывающейся на заслугах, опыте и «демократи-ческих культурах». Бюрократию он определил как систему взаимосвязанных структурных единиц (бюро), каждая из которых построена на особой сфере знаний, опыта и навыков. По его убеждению, бюрократия является свободным от личных причуд базисом организационной власти, соответствующим «ценностям демократии».
|