Японские корпорации управляют своими служащими так, чтобы последние работали максимально эффективно. Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем наказание. Для этого японцы используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др. Но существует серьезная разница между американским и японским методами управления. Японские корпорации в большей степени используют преданность служащих своей компании. Отождествление служащих с корпорацией способствует формированию у них высокой морали и высокоэффективной работе. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное и необходимое для своей компании лицо. Многие служащие редко берут дни отдыха и часто не полностью используют свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг — работать, когда компания в этом нуждается, проявляя тем самым свою преданность компании. Японцы стремятся совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Стремление к совершенству очень помогло японско¬му менеджменту в интеграции европейского опыта управления в традиционную японскую культуру. Вполне понятно, что философия японского управления отличается от философии американского и немецкого управления. Считается, что американский менеджмент силен «быстротой побед и достижений». В его основе — постановка задач и достижение результатов, измеряемых в деньгах. Согласно американской философии, каждый проект должен приносить прибыль не менее чем в расчетном объеме и не позднее уста-новленных сроков. Это национальный девиз американцев. В США данная философия пронизывает все сферы деятельности — от бизнеса до высокой политики.
|