Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Формы и типы власти

Власть – возможность осуществлять свою волю, воздействовать на поведение и деятельность людей с помощью каких-либо методов или средств (авторитета, воли, насилия, закона).

Функции власти:

поддержание общественного порядка и стабильности;

выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

достижение общественного согласия (консенсуса);

принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности.

Типы власти:

охлократия (от греч. - толпа) характеризуется отсутствием четкого подчинения граждан нормам морали и права, когда общественное поведение определяется на стихийном собрании, митинге, сходке людей;

автократия (от греч. - автор) означает неограниченную власть в обществе одного лица;

демократия (от греч. народ) предусматривает «власть народа» на основе общественного самоуправления.

В первую очередь, власть необходимо отличать от влияния, т.е. способности субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие проявляется в нескольких основных моментах:

власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и способностью добиться подчинения;

власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то, а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта);

существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.

Подходы к власти можно представить в виде таблицы (табл. 4.1.)

 

Таблица 4.1 Подходы к власти

Подходы

Характеристика подхода

Сущностный подход

понимает власть как сущность, имеющую особую, уникальную природу. Пример такого понимания власти - власть монарха в Средние века: она понималась как особый дар (способность), данная ему свыше, при этом будучи недоступной и непонятной для обычных людей.

Телеологический подход

понимает власть как способ достичь поставленной цели. Сторонник такого подхода к пониманию природы власти, английский философ Б.Рассел, в частности, указывал: “Власть может быть определена как реализация намеченных целей” - иначе говоря, любой человек, достигший поставленной цели, обладает властью.

Психологический подход

исходит из того, что сама власть и властные отношения являются естественным порождением человеческой психологии. С точки зрения З.Фрейда, само по себе стремление человека к власти - это преобразованное сексуальное влечение, при котором энергия сексуального импульса направляется на другие цели, а конкретно - на завоевание власти. А.Адлер считал, что причиной стремления человека к власти - подсознательное желание любого человека компенсировать физическую, духовную или социальную неполноценность  детских лет.

Поведенческий подход

рассматривает власть как такое отношение между людьми или тип поведения, при котором один человек командует, а другой подчиняется.

Коммуникативный подход

рассматривает ее как своего рода коммуникацию, т.е. общение между людьми с помощью языка, жестов и символов - поскольку считает, что без них невозможно передать другому человеку приказ и добиться его исполнения.

Системный подход

с точки зрения подхода, функция власти как ключевого элемента общественной жизни состоит в поддержании социального порядка - она обязана регулировать общественную жизнь, разрешать возникающие конфликты и тем самым укреплять целостность общества.

 

Структура власти состоит из 5 элементов (рисунок 4.2)

Выделяют такие типы оснований власти как:

страх;

Рисунок 4.2 Структура власти

 

интерес;

принуждение;

право;

убеждение.

Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:

власть, основанная на принуждении;

власть, основанная на вознаграждении;

должностная  власть;

власть авторитета.

Власть посредством принуждения - это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.

Власть, основанная на вознаграждении - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

Должностная власть определяется существующей системой соподчинения и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.

Власть авторитета. Авторитет - это положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений. Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.

Авторитет основан на двух источниках:

на вере в личностные особенности человека, его престиж;

на вере в способности человека, его деловые качества.

Под стилем правления понимается система методов, приемов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения.

Стиль руководства - это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей.

Стиль подчинения представляет собой совокупность методов и приемов деятельности работников, связанных с выполнением задач, поставленных руководителем.

В современной учебной литературе синонимично употребляются два термина: «стиль правления» и «стиль руководства». Основные стили руководства и их характеристики представлены в таблице 4.2.

 

Таблица 4.2 Характеристика стилей руководства

Взаимодействие ру-ководителя с подчи-ненными

Стили руководства

авторитарный

демократический

либеральный

смешанный

методы принятия решения

единолично решает вопросы

советуется с подчиненными

ждет указаний или решения собраний

единолично или коллегиально в зависимости от ситуации


Продолжение таблицы 4.2

способ доведения решения до испол-нителя

приказывает, распоряжается, командует

предлагает, просит

просит, упрашивает

приказывает, предлагает, согласовывает

распределение ответственности

берет на себя или перекла-дывает на подчиненных

распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями

снимает с себя всякую ответственность

распределяет ответственность между собой и подчиненными

отношение к иници-ативе

подавляет полностью

поощряет, использует в интересах дела

отдает инициативу в руки подчиненных

подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение

отношение к подбору кадров

боится квали-фицированных работников, старается от них избавиться

подбирает деловых, грамотных работников

подбором кадров не занимается

нерегулярно занимается подбором кадров и без четкой системы

отношение к недостаткам знаний

все знает и умеет, редко повышает квалификацию

постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику

пополняет свои знания и поощряет это среди своих подчиненных

старается быть в курсе совре-менных проблем, периодически повышает квалификацию

стиль общения

держит дистан-цию, не общи-телен

дружески наст-роен, любит общение

вступает в контакт с подчиненными только по их инициативе

чаще всего зависит от тем-перамента, преи-мущественно коммуникабельный

характер отношений с под-чиненными

жесткий, диктуется настроением

ровная манера поведения, постоянный самоконтроль

мягок, покладист

преимущественно доброже-лательный

отношение к дисцип-лине

приверженец формальной, жесткой дисциплины и строгого распорядка

сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

не требует соблюдения формальной дисциплины, терпим к нарушениям

поддерживает формальную дисциплину, хотя иногда «покрывает» нарушения


Продолжение таблицы 4.2

отношение к мораль-ному воздейст-вию на подчинен-ных

считает наказание основным методом стимулирования, поощряет  только по праздникам

использует различные виды вознаграждения и наказания

чаще всего использует вознаграждение

в зависимости от ситуации и уровня подчиненных



{LTS}