Власть – возможность осуществлять свою волю, воздействовать на поведение и деятельность людей с помощью каких-либо методов или средств (авторитета, воли, насилия, закона).
Функции власти:
поддержание общественного порядка и стабильности;
выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
достижение общественного согласия (консенсуса);
принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности.
Типы власти:
охлократия (от греч. - толпа) характеризуется отсутствием четкого подчинения граждан нормам морали и права, когда общественное поведение определяется на стихийном собрании, митинге, сходке людей;
автократия (от греч. - автор) означает неограниченную власть в обществе одного лица;
демократия (от греч. народ) предусматривает «власть народа» на основе общественного самоуправления.
В первую очередь, власть необходимо отличать от влияния, т.е. способности субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие проявляется в нескольких основных моментах:
власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и способностью добиться подчинения;
власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то, а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта);
существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.
Подходы к власти можно представить в виде таблицы (табл. 4.1.)
Таблица 4.1 Подходы к власти
Подходы |
Характеристика подхода |
Сущностный подход |
понимает власть как сущность, имеющую особую, уникальную природу. Пример такого понимания власти - власть монарха в Средние века: она понималась как особый дар (способность), данная ему свыше, при этом будучи недоступной и непонятной для обычных людей. |
Телеологический подход |
понимает власть как способ достичь поставленной цели. Сторонник такого подхода к пониманию природы власти, английский философ Б.Рассел, в частности, указывал: “Власть может быть определена как реализация намеченных целей” - иначе говоря, любой человек, достигший поставленной цели, обладает властью. |
Психологический подход |
исходит из того, что сама власть и властные отношения являются естественным порождением человеческой психологии. С точки зрения З.Фрейда, само по себе стремление человека к власти - это преобразованное сексуальное влечение, при котором энергия сексуального импульса направляется на другие цели, а конкретно - на завоевание власти. А.Адлер считал, что причиной стремления человека к власти - подсознательное желание любого человека компенсировать физическую, духовную или социальную неполноценность детских лет. |
Поведенческий подход |
рассматривает власть как такое отношение между людьми или тип поведения, при котором один человек командует, а другой подчиняется. |
Коммуникативный подход |
рассматривает ее как своего рода коммуникацию, т.е. общение между людьми с помощью языка, жестов и символов - поскольку считает, что без них невозможно передать другому человеку приказ и добиться его исполнения. |
Системный подход |
с точки зрения подхода, функция власти как ключевого элемента общественной жизни состоит в поддержании социального порядка - она обязана регулировать общественную жизнь, разрешать возникающие конфликты и тем самым укреплять целостность общества. |
Структура власти состоит из 5 элементов (рисунок 4.2)
Выделяют такие типы оснований власти как:
страх;

Рисунок 4.2 Структура власти
интерес;
принуждение;
право;
убеждение.
Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:
власть, основанная на принуждении;
власть, основанная на вознаграждении;
должностная власть;
власть авторитета.
Власть посредством принуждения - это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.
Власть, основанная на вознаграждении - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
Должностная власть определяется существующей системой соподчинения и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.
Власть авторитета. Авторитет - это положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений. Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.
Авторитет основан на двух источниках:
на вере в личностные особенности человека, его престиж;
на вере в способности человека, его деловые качества.
Под стилем правления понимается система методов, приемов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения.
Стиль руководства - это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей.
Стиль подчинения представляет собой совокупность методов и приемов деятельности работников, связанных с выполнением задач, поставленных руководителем.
В современной учебной литературе синонимично употребляются два термина: «стиль правления» и «стиль руководства». Основные стили руководства и их характеристики представлены в таблице 4.2.
Таблица 4.2 Характеристика стилей руководства
Взаимодействие ру-ководителя с подчи-ненными |
Стили руководства |
авторитарный |
демократический |
либеральный |
смешанный |
методы принятия решения |
единолично решает вопросы |
советуется с подчиненными |
ждет указаний или решения собраний |
единолично или коллегиально в зависимости от ситуации |
Продолжение таблицы 4.2
способ доведения решения до испол-нителя |
приказывает, распоряжается, командует |
предлагает, просит |
просит, упрашивает |
приказывает, предлагает, согласовывает |
распределение ответственности |
берет на себя или перекла-дывает на подчиненных |
распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
снимает с себя всякую ответственность |
распределяет ответственность между собой и подчиненными |
отношение к иници-ативе |
подавляет полностью |
поощряет, использует в интересах дела |
отдает инициативу в руки подчиненных |
подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение |
отношение к подбору кадров |
боится квали-фицированных работников, старается от них избавиться |
подбирает деловых, грамотных работников |
подбором кадров не занимается |
нерегулярно занимается подбором кадров и без четкой системы |
отношение к недостаткам знаний |
все знает и умеет, редко повышает квалификацию |
постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику |
пополняет свои знания и поощряет это среди своих подчиненных |
старается быть в курсе совре-менных проблем, периодически повышает квалификацию |
стиль общения |
держит дистан-цию, не общи-телен |
дружески наст-роен, любит общение |
вступает в контакт с подчиненными только по их инициативе |
чаще всего зависит от тем-перамента, преи-мущественно коммуникабельный |
характер отношений с под-чиненными |
жесткий, диктуется настроением |
ровная манера поведения, постоянный самоконтроль |
мягок, покладист |
преимущественно доброже-лательный |
отношение к дисцип-лине |
приверженец формальной, жесткой дисциплины и строгого распорядка |
сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям |
не требует соблюдения формальной дисциплины, терпим к нарушениям |
поддерживает формальную дисциплину, хотя иногда «покрывает» нарушения |
Продолжение таблицы 4.2
отношение к мораль-ному воздейст-вию на подчинен-ных |
считает наказание основным методом стимулирования, поощряет только по праздникам |
использует различные виды вознаграждения и наказания |
чаще всего использует вознаграждение |
в зависимости от ситуации и уровня подчиненных |
|