Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Ролевые функции менеджера

Работа менеджеров также имеет много общих характеристик, в то время как круг их обязанностей и степень ответственности, а также сферы деятельности могут существенно различаться. Хотя общие аспекты управленческой деятельности трудно просматриваются, управленческая деятельность по своей сути значительно отличается от неуправленческой. Управленческий труд неоднороден. Его характеризуют кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

Общей чертой управленческой работы является исполнение роли руководителя. Все менеджеры занимают определенные руководящие должности в управленческой иерархии организации, и именно это определяет их служебное поведение, заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.

Основные роли, которые исполняют члены группы можно представить в виде схемы (рис. 4.4.)

Американский теоретик в области менеджмента Генри Минцберг определил десять ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители в разной степени. Он подразделяет их на три больших класса: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Именно из них, взятых вместе, складываются объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает. Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основаны на его полномочиях в организации и способствуют тому, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он, с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой - в роли центра обработки информации.

Рисунок 4.4 Основные роли

 

Выполняя межличностные и информационные роли, менеджер оказывается достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способна оказывать прямое влияние на ход производственного процесса и достижение целей организации.

Классификация ролей руководителя, по Г. Минцбергу (табл. 4.6.), дает представление о той работе, которую выполняет менеджер. Эта классификация дополняется еще рядом функций, которые в обязательном порядке выполняет любой руководитель в любой организации.

Таблица 4.6 Управленческие роли по Г. Минцбергу

Роль

Описание

Характер деятельности

Межличностные роли

Главный руководитель

Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального характера.

Церемониалы, действия, связанные с положением.

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор и подготовку работников

Все управленческие действия с участием подчиненных


Продолжение таблицы 4.6

Связующее звено

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

Переписка, участие на совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами

Информационные роли

Приемник информации

Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специа-лизированного характера, которая используется в интересах дела; выступает как центр внешней и внутренней информации, посту-пающей в организацию.

Обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением инфор-мации (периодические издания, ознакоми-тельные поездки).

Распространи-тель информации

Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит фактический характер, другая требует анализа отдельных факторов для формирования политики организации

Рассылка почты по организациям с целью получения информации. Проведение обзоров, бесед.

Представитель

Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Участие в заседаниях, устные выступления, включая передачу информации внешним организациям.

Роли по принятию решений

Предприни-матель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов.

Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включение в разработку проектов совершенствования деятельности.

Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений.

Обсуждение стратегических и текущих вопросов.


Продолжение таблицы 4.6

Распредели-тель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводиться к принятию или одобрению всех значительных решений.

Составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных.

Ведущий переговоры

Отвеченный за представительство организации на всех значительных и важных переговоров.

Ведение переговоров.

 

Ролевая структура характеризует разделение членов коллектива по творческим, коммуникационным и поведенческим ролям (таблица 4.7.).

 

Таблица 4.7 Роли в коллективе

Название роли

Содержание роли

1. Творческие роли

Генератор идей

выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, определяет пути и средства реализации идеи.

Эксперт

обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения.

Критик

подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей.

Организатор

организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели.

2. Коммуникативные роли

Делопроизводитель

выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы.

Связной

связывает на неформальной личностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи в группе.

Координатор

осуществляет увязку действий отдельных членов группы сточки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером.

3. Поведенческие роли

Оптимист

всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы.


Продолжение таблицы 4.7

Нигилист

всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит «черной вороной».

Конформист

следую общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с мнением группы, представляя «молчаливое большинство».

Догматик

упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы.

Кляузник

собирает и способствует распространению слухов, часто непроверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции.

 


{LTS}