Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Методы воздействия на личность

Приемы, методы воздействия на оппонента, способы убеждения носили различные названия в учебной и научной иностранной литературе. Чаще всего их называли по имени первооткрывателя или того научного заведения, фирмы, где успешно применялись эти методы, а иногда названия носят шутливый характер или даны в честь известного литературного героя, популярного киноперсонажа (формула Фуллера, законы Паркинсона и Мэрфи, эффект Карпентера, дедукция Шерлока Холмса и т.д.). Методы искусства управления универсальны, т.е. пригодны для применения в различных ситуациях, от публичного выступления до уровня межличностных отношений. Общим для любых методов воздействия является необходимость тщательной подготовки управляющего воздействия: определяется цель диалога, изучаются психологические особенности оппонента, его интеллектуальный, культурный и морально-волевой облик, продумывается тактика поведения, особенности имеющейся информации и другие важные и второстепенные факторы, могущие повлиять на планируемый контакт. Важным условием успешного воздействия на личность (или коллектив) - создание благоприятной психологической атмосферы, спокойный, деловой и благожелательный тон общения. Методологической основой успешных межличностных контактов и достижения поставленной цели является продуманный в деталях логический план ведения разговора.

Индивидуальный потенциал человека можно представить в виде схемы (рисунок 7.5.)

 

Личность

 

 

 

 

психофизический потенциал

 

интеллектуальный потенциал

 

творческий потенциал

 

 

 

 

 

пик высшей нервной деятельности, эмоциональность, темперамент, воля, физиологические особенности

 

образованность, культура, нравственность, профессиональные знания, работоспособность, мотивация поведения

 

природная одаренность, талант, гениальность, креативные способности, потребность в самореализации

 

Рисунок 7.5 - Потенциал человека

Каждый человек обладает суммой определенных свойств, своим интеллектуальным, творческим и психофизиологическим потенциалом.

Проблемы взаимодействия, взаимовлияния и самовоспитания давно волнуют человечество и нашли отражение в многочисленных теориях и практических рекомендациях. Самое распространенное направление этих поисков получило в психологии название бихевиоризм (от англ, behavior - поведение), предложенное в 1913 г. профессором Чикагского университета Дж. Уотсоном (1878- 1958). Философские основы этой теории - прагматизм и позитивизм, а экспериментально-практическая база - в исследованиях поведения животных, впервые выполненных Э. Торндайком (1874- 1931). Важность осознания своего «Я» подчеркивается работами многих ученых. Полезно напомнить известное в психологии «окно Джогарри» (название это составлено из аббревиатуры имен и фамилий авторов). Сложный внутренний мир человека состоит из нескольких неравных частей, из которых только некоторые открыты для самого человека и окружающих его людей. Условно личность можно представить совокупностью четырех зон: открытой, скрытой, «слепой» и неведомой (рисунок 7.6).

 

1 открытая зона

 

2 «слепая» зона

3 скрытая зона

4 неведомая зона

 

 

Рисунок 7.6 - Окно «Джорарри»

 

Открытая зона - та часть внутреннего мира человека, которая видна всем и хорошо известна самому человеку. Это та открытая миру часть информации о личности, по которой можно судить о свойствах, индивидуальных особенностях человека. Вторая, «слепая» зона закрыта для человека, но открыта окружающим. Третья зона представляет ту часть внутреннего мира человека, которая хорошо известна ему (с ее слабостями и даже пороками), но закрыта для других людей. И четвертая зона неведома никому, это фрейдистский мир подсознательного, инстинктивного.

Методы самовоспитания

1) Метод положительного подкрепления - реакция на хороший поступок - подкрепление и этим стимулируют деятельность человека. Обычно положительное подкрепление хорошего и отрицательная, осуждающая реакция на плохое совершаются неосознанно, почти рефлекторно. Иное дело, когда положительное подкрепление как метод, направленный на достижение определенной цели, применяется глубоко продуманно и становится тактикой поведения человека.

2) Метод разумного самопринуждения - вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные и продуманные, оптимальные сроки.

3) Метод самоанализа позволяет провести достоверную инвентаризацию своих физиологических данных, учет субъективных особенностей интеллектуального и морального потенциала, избежать идеализации, «эффекта ореола».

4) Методы защитных блокировок психики человека от перегрузок выбираются и осваиваются человеком индивидуально - способность переключать свои мысли на отвлеченные темы, на радостные события прошлого, вновь переживать светлые, мажорные сюжеты книг или рассказов друзей. Аутогенная тренировка состоит из комплекса упражнений, мысленного повторения ряда формул самовнушения, что позволяет достигнуть состояния внутреннего психического успокоения и расслабления опорно-двигательного аппарата.

Методы воздействия на личность (рисунок 7.7)

Рисунок 7.7 - Основные методы воздействия на личность

 

Метод Сократа (ок. 469-399 гг. до н. э.), создателя знаменитой афинской школы философии и риторики. Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал, известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже - Аристотеля. Античные мастера риторики всегда учитывали особенности аудитории и рекомендовали два метода повышения эффективности речевых коммуникаций - аристотелевский и сократовский. Если оратор уверен, что его оппонент не имеет принципиальных возражений против обсуждаемого тезиса, то для принятия единого решения следует сразу же четко сформулировать сам тезис и аргументировать доказательства (аристотелевский метод). Иное дело, когда аудитория настроена враждебно к оратору, когда оппонент намерен опровергать аргументы и отстаивать свою точку зрения. В этом случае применяется иной метод, когда оратор не спешит с четкой формулировкой своего тезиса и подводит к нему оппонента медленно, незаметно, построив нерушимую логическую цепочку на каждом этапе своих рассуждений. Оппонент, подготовленный к спору и настроенный весьма настороженно, даже агрессивно, соглашаясь в начале диалога с совершенно очевидными мыслями Сократа, успокаивался, его возбуждение падало, сердцебиение приходило в норму, его воля ослабевала, как и способность спорить с очевидными на первый взгляд истинами. В итоге искусно составленная логическая концепция Сократа побеждала, даже если итоговые выводы его были абсурдны.

Метод трех раундов - модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с доводами вашего, скажем, руководителя и вызывая, таким образом, его положительные реакции (метод Сократа). Во втором раунде вы даете несколько альтернативных вариантов решения проблемы, упомянув, в том числе и свой, желанный. И в третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами вариант - лучший, нужно согласиться с ним.

Метод «Штирлица» - во время приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения упомянуть о своей идее и немедленно забыть ее. Оппонент сразу же оценит разумность вашей мысли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее, уточнив и конкретизировав.

Метод «лягушка в сметане» применяется при необходимости поиска нестандартного решения (обычно в экстремальной ситуации) под названием «мозговой штурм» (brainstorming) или «метод мозговой атаки». Метод стимулирует интуицию, нетривиальный взгляд на ситуацию, коллективное творчество. Суть его в следующем: созывается совещание компетентных специалистов, знакомых с проблемой, и предлагается высказывать любые идеи, способствующие решению поставленной задачи. Специально запрещается всякая критика выдвигаемых идей, так как цель совещания не качество, а количество выдвигаемых предложений.

Метод «S» - метод установления аттракции между людьми, основанный на заложенном в человеке сексуальном влечении между мужчиной и женщиной.



{LTS}