Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Базовые понятия и определения системы как объекта управления

Определение и общие характеристики системы. Важной особенностью современной научной деятельности является под­ход к объектам исследования и проектирования как к системам. В зависимости от характера деятельности в термин «система» вкладываются различные понятия, но во всех случаях, как правило, системой считается подмножество взаимосвязанных элементов, выделенное из множества объектов любой природы в соответствии с требованиями решаемой задачи.

Таким образом, при определении некоторого объекта как системы предполагается наличие четырех условий:

1) объекта (системы), состоящего из множества элементов
и их свойств, которые могут рассматриваться как единое целое
благодаря связям между ними и их свойствами;

2) исследователя, выполняющего любую целенаправлен­ную деятельность (исследовательскую, проектную, организа­ционную и др.);

3) задачи, для решения которой исследователь определяет
некоторый объект как систему;

4) языка, на котором исследователь может описать объект, а также свойства его элементов и связи.

Рассмотрим подробнее входящие в определение системы термины «элементы», «связи», «свойства».

Элементы — части или компоненты системы, условно при­нятые неделимыми.

Свойства — определенные качества, позволяющие описы­вать систему и выделять ее среди других систем. Свойства ха­рактеризуются совокупностью параметров, одни из которых могут иметь количественную меру, другие выражаются лишь качественно.

Связи — то, что соединяет (связывает) элементы и их свой­ства. Предполагается, что каждый из элементов системы со­единен прямо или косвенно с любым другим элементом. Весьма важными для описания системы являются также понятия со­стояния и структура системы.

Состояние системы в данный момент времени характери­зуется значениями существенных для решаемой задачи пара­метров системы.

Структура системы — это широкое понятие, характери­зующее способ организации элементов в систему с определен­ными свойствами путем установления между ними взаимосвя­зей. Структура и свойства элементов определяют индивидуаль­ные характеристики системы и позволяют рассматривать ее как целостное образование,

Целостность системы проявляется в том, что ее свойства могут качественно отличаться от свойств составляющих эле­ментов. Например, радиотелефон можно представить как сис­тему, элементами которой являются детали (транзисторы, кон­денсаторы, резисторы и т. п.), электрически связанные опреде­ленным образом.

Каждую деталь можно описать некоторыми свойствами, однако ни одна из них не обладает свойством радиотелефона — воспринимать и преобразовывать электромагнитные колебания в звуковые.

Таким образом, система — это не сумма составляющих ее частей, а целостное образование с новыми свойствами, которыми не обладают ее элементы. Удобной формой описания систе­мы является граф, в котором элементы представлены вершина­ми, а связи между ними — дугами (рис. 1.3).

Направление дуги соответствует направлению воздействия одного элемента на другой. В зависимости от направления раз­личают входные и выходные воздействия, которые принято называть входом и выходом элемента. Выходы являются реак­цией элемента на входные воздействия. Следовательно, свой­ства элемента можно характеризовать, описав выполняемое им преобразование входных воздействий в выходные. Топология графа отражает структуру системы. Из такого определения си­стемы не следует, что все ее элементы должны быть физичес­кими объектами. Примером системы, не имеющей физической природы, может служить математическая система уравне­ний — элементами такой системы являются переменные, связи задаются соответствующими уравнениями. Системы подобного типа называют абстрактными.

Система и ее среда. Как следует из определения, понятие «система» ограничивает некоторое множество элементов. При этом предполагается, что может существовать множество элементов за пределами системы, с которыми она взаимодей­ствует. Это множество принято называть внешней средой. Эле­менты, не взаимосвязанные с системой, не являются частями ее среды.

Система, не имеющая внешней среды, называется изоли­рованной. В реальном мире не существует изолированных систем, поэтому концепция изолированности в решении конкрет­ных проблем используется редко.

Систему, у которой есть внешняя среда, называют от­крытой. Если объект определен как открытая система, то воз­никает вопрос: какие элементы можно включить в систему, а какие — отнести к внешней среде. Универсальных правил для решения этого вопроса не существует, так как хотя конкрет­ные системы по своему характеру объективны, на них в то же время наложен субъективный отпечаток, поскольку образую­щая их конфигурация элементов обусловлена требованиями за­дачи, формулировку и решение которой осуществляет сам ис­следователь.

В самом деле, один и тот же объект, например производ­ственный цех, различными исследователями может быть пред­ставлен в виде различных систем. Для экономиста систему «цех» составляют такие элементы, как станки, предметы труда, сы­рье, связанные между собой материальными, энергетическими и финансовыми потоками. Элементами внешней среды являются смежные цеха, управленческий персонал предприятия, склады материалов и готовой продукции и другие объекты, функцио­нирование которых существенно влияет на экономические по­казатели работы цеха. При этом экономист, естественно, не учитывает огромное количество связей другого типа вследствие их слабого влияния на экономику цеха.

С точки зрения проблем, решаемых, например, психоло­гом, цех представляет собой совершенно другую систему. Эле­ментами ее являются отдельные люди и их коллективы, объ­единенные связями психологического типа. Психолога могут ин­тересовать вопросы влияния на изучаемый им коллектив других цеховых коллективов, которые образуют внешнюю среду сис­темы.

Следовательно, разделение множества взаимосвязанных элементов на систему и внешнюю среду основано на точке зре­ния исследователя, которую формируют характер решаемой проблемы, существенность взаимосвязей между множеством рассматриваемых элементов, а также индивидуальность мыш­ления исследователя.

Определяя объект как систему, исследователь с указан­ных позиций выделяет систему из внешней среды (очерчивает границы системы), указывает входные и выходные связи, ус­танавливает факторы, которыми должны описываться состоя­ния системы.

Иерархия систем. Относительность точки зрения на систе­му проявляется и в том, что одну и ту же совокупность эле­ментов допустимо рассматривать либо как систему, либо как часть некоторой более крупной системы, т. е. множество эле­ментов системы можно разделить на ряд подмножеств. Часть системы, образованную из элементов подмножества, называют

подсистемой.

Пусть система S образована из элементов 1—9 {х12,...,хд}, связанных между собой. Один из возможных вариантов разбие­ния системы S на три подсистемы P1; P2, Р3 показан на рис. 1.4.

Очевидно, подмножество элементов {х1234}, образую­щих подсистему Р1 можно рассматривать как систему, тогда Р2, Р3 будут элементами внешней среды.
Предположим, что исследователя не интересуют свойства элементов и структура подсистем P1; P2, Р3, так как решаемая задача допускает рассмотрение свойств и связей систем Р1 Р2, Р3. В этом случае система упростится, как показано на рис. 1.5, т.е. подсистемы P1 P2, Р3 будут рассматриваться как элементы системы S.

Рис. 1.5. Повышение уровня рассмотрения системы

Можно создавать иерар­хию (ступени) систем, в которой элементами системы i-ro уров­ня являются системы (i + 1)-го уровня.

Например, промышленное предприятие можно предста­вить как систему, элементами которой являются цехи. Цех мо­жет быть представлен как совокупность производственных уча­стков и т. д. Выбрав в качестве исходного уровня рассмотрения предприятие, исследователь может расширять представления о системе не только «вниз», как показано на рис. 1.4, но и «вверх» (рис. 1.5). Иными словами, переопределяя выделенную систему (в данном случае предприятие) как подсистему или элемент более крупной системы (например, объединения или отрасли промышленности).

 



{LTS}