Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Основы теории управления в части принятия решений

В последнее время с ускорением развития науки, средств вычислительной техники и связи по-новому стали рассматри­ваться существенные для теории управления вопросы: процесс принятия решения, возможности оптимального управления, закон необходимого разнообразия.

Процесс принятия решения. Как уже указывалось, при выполнении функций управления любой системой, процессом человек (или электронный автомат) на основании обработки и анализа информации, относящейся к этому процессу, принима­ет решение — некоторое предписание к действию для объекта управления (план, инструкцию, приказ, комплекс физических управляющих воздействий и т. д.).

Принятие решения всегда представляет собой выбор неко­торой альтернативы из множества рассматриваемых альтерна­тив (вариантов решений). Этот процесс выбора, включающий также и разработку альтернатив, называется процессом при­нятия решения.

В процессе принятия решения можно выделить следую­щие этапы. Основой принятия решения является так называе­мый модельный или «мысленный» эксперимент, включающий построение мысленной модели объекта управления, формули­рование идеализированных условий, воздействующих на модель, произвольное комбинирование этих условий и их возможных воздействий на модель и мысленную оценку соответствующих ситуаций, их предполагаемых последствий.

При реализации эксперимента, основанного на моделиро­вании, осуществляется проверка наличия в рабочей памяти уп­равляющего органа готового стереотипа для достижения по­ставленной цели. Если такой стереотип имеется, то при близос­ти сложившейся ситуации с той ситуацией, в которой этот сте­реотип уже применялся, после соответствующего анализа воз­можных последствий его применения вырабатывается решение.

Таким образом, процессы принятия решений в значитель­ной степени базируются на использовании эвристических ме­тодов. Основой эвристических методов является применение правил, приемов, упрощений, обобщающих прошлый опыт орга­на, человека, автомата, принимающего решение. Эвристичес­кое рассуждение — это предварительное рассуждение, ори­ентированное на поиск решения задачи и характеризующееся большей или меньшей степенью правдоподобия. Фундаментом для построения эвристических рассуждений и методов являет­ся использование аналогии и неполной индукции. Важной осо­бенностью реальных ситуаций в процессах управления, препят­ствующей принятию оптимальных решений, является то, что решения принимаются в условиях неопределенности, т. е. недо­статочности информации, которая используется при принятии решения.

Приводятся несколько причин такой ситуации. В конечном счете все они связаны с фактором времени — с необходимостью принять решение до определенного момента: «пока еще есть время». Управляя автомобилем в условиях некоторой сложной ситуации на дороге, нужно принять решение достаточно быст­ро, чтобы предотвратить аварию. Управляя производственным предприятием, нужно принимать решения по еще более ши­рокому кругу вопросов о материально-техническом снабжении, сбыте, перераспределении ресурсов, изменении характера про­дукции и др. достаточно быстро, чтобы не останавливать про­изводственный процесс и вовремя направить его в заданном рус­ле. В личной жизни людей решения также необходимо прини­мать своевременно, чтобы потом не жалеть об упущениях. Од­нако, с другой стороны, своевременность решения в той или иной степени всегда вступает в противоречие с его обосно­ванностью.

Очевидно, что чем большим количеством информации мы хотим располагать, тем большее время уйдет на сбор, обработ­ку и, главное, анализ этой информации. Причем этот процесс теоретически развивается во времени безгранично. Всегда мож­но уточнять еще те или иные детали управляемого процесса, устанавливать и анализировать детерминированные, статисти­ческие и корреляционные связи между его элементами и т. д. до бесконечности. Сколько бы мы ни исследовали любой про­цесс, исключительно полного знания о нем мы не достигаем. Возникает резонный вопрос: в какой же момент в таком случае следует принимать решение? В начале исследования количе­ство информации, доступной нам, будет настолько мало, что решение неизбежно будет чисто волевым, или рискованным.

Однако и такие решения приходится иногда принимать, ибо в некоторых экстремальных ситуациях лучше пойти на риск и принять случайное необоснованное решение, чем бездейство­вать.

Но если основная масса информации об управляемом про­цессе нам доступна, когда следует принимать решение? Здесь возникают разные ситуации. Более решительный руководитель примет решение в момент А, другой подождет до момента В, третий будет еще кое-что уточнять до момента С. Нерешитель­ный руководитель предложит еще подождать, будет требовать уточнений до тех пор, пока решение окажется запоздалым, а значит, и ненужным, или пока за него примет решение выше­стоящий руководитель, или, наконец, решат, что делать, сами подчиненные.

Приведенные общие рассуждения являются в теории уп­равления предметом специального изучения с привлечением определенных количественных и качественных показателей. При этом исходят из того, что всякое даже хорошее решение со­держит некоторое пусть очень малое количество нежелатель­ных последствий, которые могут, однако, с избытком компен­сироваться положительными последствиями. Так, степень не­приемлемости последствий того или иного решения принято измерять в условных единицах — потерях. При этом в каче­стве основной исходной информации, необходимой для приня­тия решения, считают функцию потерь, представляющую за­висимость потерь от двух аргументов: решения и ситуации.

Далее осуществляется преобразование функции потерь в функцию риска, отражающую зависимость степени риска, на который идет лицо, управляющее процессом, от единственного аргумента — принимаемого решения. В качестве «лучшего ре­шения» принимается решение, минимизирующее риск. Под­черкнем еще раз, что здесь понятие риска включает в себя и последствия плохого решения (потери). Поэтому принятие «об­текаемого» решения, казалось бы, не связанного с обычным (обыденным) пониманием риска, на самом деле увеличивает зна­чение функции риска, так как подобное решение приведет, очевидно, к значительным потерям, а значит, будет плохим. Формальное исследование описанных задач, связанных с при­нятием решений в условиях неопределенности, производится в рамках теории статистических решений, исследования опера­ций и теории игр.

Для того чтобы можно было фактически обеспечить такое уменьшение неопределенности, система управления должна располагать достаточным разнообразием управляющих воздей­ствий. В конечном итоге любая система управления (техничес­кая, биологическая, экономическая, социальная) для оптимизации процесса управления должна располагать достаточным набором управляющих воздействий, по сути нейтрализующих множество возмущающих воздействий.

У.Р. Эшби сформулировал закон необходимого разнообра­зия, который в наиболее краткой формулировке состоит в сле­дующем: только разнообразие может уничтожить разнообра­зие. Сама задача управления в соответствии с рассмотренной концепцией может быть сформулирована как задача уменьше­ния разнообразия управляемой системы, в идеальном случае — как сведение множества ее состояний, возможных в результа­те влияния внешней среды или действия внутренних причин, к подмножеству, включающему лишь состояния, оптимальные по отношению к цели управления.

 



{LTS}