Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Основные принципы управления различными системами

Управление — неотъемлемый элемент, функция организо­ванных систем различной природы (биологических, социальных, технических). Управление обеспечивает сохранение их опреде­ленной структуры, поддержание режима деятельности, реали­зацию программы, цели деятельности. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, со­хранения качественной специфики, совершенствования и раз­вития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, обществен­ного характера труда, необходимости общения людей в процес­се труда и жизни, обмена продуктами их материальной и ду­ховной деятельности.

Управление различными системами имеет общие законо­мерности, базирующиеся на следующих основных принципах.

Принцип новых задач. Системы управления должны обес­печивать качественно новые решение управленческих проблем на последующих этапах развития, а не повторять механически приемы управления, реализуемые в предыдущих периодах. На практике это приводит к необходимости решения многовариан­тных оптимизационных задач на базе экономико-математичес­ких моделей большого объема (масштаба). Конкретный состав подобных задач зависит от характера управляемого объекта. Например, для машиностроительных и приборостроительных предприятий обычно наиболее важными оказываются задачи оперативно-календарного и объемно-календарного планирова­ния. Решающий эффект достигается в том случае, когда осу­ществляется точное согласование во времени всех сменных за­даний как производственных, так и обеспечивающих (напри мер, на материально-техническое снабжение и др.), определя­ются оптимальные объемы партий продукции и производится оптимизация загрузки оборудования. Аналогичные задачи воз­никают в строительстве. В ряде случаев на первый план выдви­гаются задачи технической подготовки производства, управле­ния проектно-конструкторскими работами. На транспорте важ­нейшее значение приобретают оптимизация маршрутов и рас­писаний движения, а также погрузочно-разгрузочных работ. В системах управления отраслью первостепенное значение име­ют оптимальное планирование работы предприятий, точное со­гласование сроков взаимных поставок, а также проблемы перс­пективного развития отрасли и задачи прогнозирования.

Принцип системного подхода. Проектирование систем уп­равления должно основываться на системном анализе как объек­та, так и процессов управления им. Это означает необходимость определения целей и критериев эффективности функциониро­вания объекта (вместе с системой управления), анализа струк­туры процесса управления, вскрывающего весь комплекс воп­росов, которые необходимо решить для того, чтобы проектиру­емая система наилучшим образом соответствовала установлен­ным целям и критериям. Этот комплекс охватывает вопросы не только технического, но также экономического и организаци­онного характера. Поэтому внедрение рациональных систем уп­равления дает принципиально новые возможности для корен­ного усовершенствования системы экономических показателей и экономического стимулирования.

Принцип первого руководителя. Разработка требований к объекту управления, а также создание и внедрение системы управления возглавляются основным руководителем соответству­ющего объекта (например, директором предприятия, началь­ником управления, руководителем департамента).

Принцип непрерывного развития системы. Основные идеи построения, структура и конкретные решения системы управ­ления должны позволять относительно просто настраивать объект управления на решение задач, возникающих уже в про­цессе эксплуатации, в результате подключения новых участ­ков управляемого объекта, расширения и модернизации техни­ческих средств объекта, его информационно-математического обеспечения и т.д. Система управления строится таким образом, чтобы в случае необходимости можно было легко менять не только отдельные алгоритмы, но и критерии, по которым ве­дется управление.

Принцип единства информационной базы. В системе уп­равления должна накапливаться (и постоянно обновляться) ин­формация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всей совокупности задач управления. При этом в основных массивах исключается неоправданное дубли­рование информации, которое неизбежно возникает, если пер­вичные информационные массивы создаются для каждой зада­чи отдельно. Основные массивы образуют информационную мо­дель объекта управления. Например, на уровне предприятий основные массивы должны содержать самую подробную инфор­мацию обо всех элементах производства: кадровые данные на всех работающих; сведения об основных фондах (земле, поме­щении, оборудовании со всеми характеристиками, необходи­мыми для принятия решений по их использованию, перерасп­ределению и т.п.); данные о запасах, включая запасы на про­межуточных складах и незавершенное производство; информа­цию о состоянии оборудования; нормативы (трудовые и мате­риальные) и технологические маршруты (последовательности производственных операций, необходимых для изготовления деталей, узлов и готовых изделий); планы (включая заявки на материально-техническое снабжение); цены и расценки; сведе­ния о текущем состоянии банковских счетов предприятия и др. Система обработки первичных документов, а также система ав­томатических датчиков должны быть организованы таким обра­зом, чтобы данные о любом изменении, происходящем на пред­приятии, в минимально короткий срок вводились в базу дан­ных, а затем периодически распределялись по основным мас­сивам. При этом необходимо, чтобы сохранялось состояние го­товности выдать любую информацию об объекте. В случае необ­ходимости из основных массивов оперативно формируются про­изводные массивы, ориентированные на те или иные производ­ства, изделия или комплексы задач. Производные массивы в таком случае являются вторичными.

Принцип комплексности задач и рабочих программ. Боль­шинство процессов управления взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач. Например, задачи материально-технического снабжения органически связаны со всем комплексом задач оперативно-ка­лендарного и объемно-календарного планирования; задание на материально-техническое снабжение составляется исходя из задач планирования производства, а при срывах в снабжении (по срокам и по номенклатуре) возникает необходимость транс­формации планов. Раздельное решение задач планирования и материально-технического снабжения может значительно сни­зить эффективность систем управления. Принцип комплекснос­ти задач и рабочих программ характерен практически для всех классов систем управления.

Принцип согласования пропускной способности различ­ных звеньев системы. Скорость переработки исходных ресур­сов в конечную продукцию в различных звеньях объекта (сис­темы) управления должна быть согласована таким образом, чтобы избежать «узких мест»: заторов (перегрузок узлов системы) или больших простоев узлов, приводящих к неэффективному их использованию. Например, в машиностроительном производстве не имеет смысла увеличивать скорость выполнения операций механической обработки заготовок, если «узким местом» в сис­теме является выполнение последующей технологической опе­рации — сборки изделий.

Принцип унификации. Разрабатывая систему управления, включая организационный, технический комплекс, системное обеспечение, рабочие программы и планы, необходимо стре­миться к тому, чтобы предлагаемые решения подходили, воз­можно, более широкому спектру задач организации. Необходи­мо в каждом случае определять разумную степень унифика­ции, при которой стремление к широкому охвату систем управ­ления не приведет к существенному усложнению типовых ре­шений. Типизация решений способствует концентрации сил, что необходимо для создания комплексных систем управления.

Труд, материальное производство в организации невозмож­ны без определенной организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуще­ствляемых с помощью управления. В силу необходимости уп­равлению подвержены и социальное поведение людей, и соци­альные отношения в целом. Общество всегда предъявляет к человеку, социальным коллективам определенные требования, вытекающие из его характера. В обществе сложились два типа механизма управления — стихийный и сознательный. При сти­хийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг дру­гу сил, массы случайных единичных актов; это воздействие хаотично по своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, например, рынок свободной конкуренции — основной регулятор экономики, главная управляющая сила производства и определяемой им всей системы общественных отношений. Под влиянием современного производства и научно-технического прогресса в организациях широко распространены научные под­ходы к управлению.

Наряду со стихийными факторами на любой ступени раз­вития общества действуют сознательные факторы управления, постепенно формируются специфические общественные инсти­туты — субъекты управления, т. е. система организаций, осу­ществляющих предпринимательскую деятельность в условиях общественного развития.

Сознательные факторы управления в ходе истории пре­терпели глубокие изменения — от управления посредством сло­жившихся и передаваемых из поколения в поколение тради­ций, обычаев в первобытном обществе до управления обще­ством на научной основе в современных условиях.

Границы управления, его содержание, цели и принципы во многом зависят от характера деятельности управляемой системы.

Управлять организацией научно — это значит познавать закономерности ее развития под влиянием внешних и внутрен­них факторов и на этой основе направлять (планировать, орга­низовывать, регулировать и контролировать) ее развитие; свое­временно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обес­печивать сохранение и развитие единства системы, ее способ­ности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия и использовать позитивные; проводить правильную, реалистическую политику, основанную на стро­гом учете объективных возможностей, соотношения сил и средств.

Таким образом, научное управление организацией в усло­виях рынка есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие на систему управления в целом или на ее звенья, на основе познания и использования объек­тивных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития системы и дости­жения поставленных целей.

Основные принципы управления: системность, комплекс­ность, требующая тесной увязки решения экономических, со­циально-экономических и правовых проблем; единство элемен­тов хозяйственного механизма; сочетание планового централи­зованного начала с широкой демократией, использованием твор­ческой инициативы; принципы научности, объективности и кон­кретности, требующие учета объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных исторических ус­ловиях; принцип основного звена, отыскания из множества за­дач основные задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления.

Основные требования к работе аппарата управления орга­низацией: компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание научных и административный сторон, систематичность, организованность, поиск путей подготовки и совершенствования кадров.

Управление предполагает осуществление субъектом управ­ления ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т.д.), организа­цию выполнения решений и контроль их выполнения, подведе­ние итогов и оценку результатов. Оно неотделимо от система­тического обмена информацией между компонентами управляе­мой системы, а также данной системы с окружающей ее сре­дой. Информация позволяет субъекту управления иметь пред­ставление о состоянии системы в каждый данный момент вре­мени, о достижении (или не достижении) заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение уп­равленческого решения.

В настоящее время значительно возросли возможности управления организацией в связи с резким повышением уровня знаний и профессиональной подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс сотрудников, значительное развитие получила наука и технические средства управления, в особенности электронно-вычислительная техника, создаются автоматизированные системы управления (АСУ). Наряду с ус­пехами в совершенствовании управления в то же время посто­янно ощущается необходимость выработки новых организаци­онных форм, методов и средств управления. Задача научного управления организацией состоит в том, чтобы полнее исполь­зовать ее преимущества и возможности, обеспечить ее эффективное функционирование и развитие, успешное движение к цели.

Государственное управление — одна из форм деятельнос­ти государства, обеспечивающая реализацию государственной власти через соответствующие управленческие органы; важ­нейшая часть социального управления. В государственном уп­равлении участвуют в той или иной мере все органы государ­ства, осуществляющие его внутренние и внешние функции, обеспечивающие защиту экономических, политических и соци­альных интересов господств, классов. Система этих органов, распределение между ними управленческой компетенции (обя­занностей и прав), установление иерархии и соподчиненности определяются конституциями, законами и другими правовыми актами. В повседневной деятельности эти органы в пределах их компетенции обеспечивают реализацию законов (исполнитель­ная деятельность), а также совершают властные действия, не­обходимые для поддержания общественного порядка и госу­дарственной дисциплины (распорядительная деятельность). Име­ются государственные органы, основное назначение которых состоит в повседневном осуществлении государственного уп­равления в общегосударственном масштабе или в определенном регионе, в экономике, просвещении, здравоохранении, охране внутренней и внешней безопасности и других сферах. Деятель­ность таких чисто управленческих органов по своему содержа­нию отличается от деятельности законодательной, судебной, прокурорско-надзорной, которая в целом также может рассмат­риваться как государственное управление.

Одним из важнейших направлений совершенствования го­сударственного управления является последовательное расши­рение участия в нем населения.

 



{LTS}