Деятельность предприятия на международном уровне отличается повышенной сложностью. Дело в том, что рассмотренные выше факторы внешней среды в каждой стране имеют множество особенностей, подчас уникальных, характеризующих экономику, культуру, законодательство, трудовые ресурсы, уровень технологического развития, политическую стабильность.
Подробное изучение спроса на конкретную продукцию, способы ее предложения вызывает дополнительные сложности в работе менеджеров. Так, широкий спрос на определенные товары, например, предметы туалета, в одной стране может в другой стране характеризоваться практически полным отсутствием спроса в силу отличий культуры, традиций, обычаев. Предложение товаров в кредит в одной стране как способ стимулирования продаж может в другой стране вызвать совершенно негативную реакцию, поскольку продажа в кредит носит здесь признак несостоятельности и унижает покупателя. Большое значение могут иметь даже названия моделей продукции. В силу языковых различий благозвучное название товара в одной стране может иметь совершенно оскорбительное звучание в другой и т.д.
Учет особенностей, изложенных выше, оказывает серьезное влияние на развитие управления международным бизнесом с учетом использования преимуществ более дешевых рынков сырья, рабочей силы, налогов на производство и торговлю и т.д.
Основные пути проникновения на международные рынки представлены на рис. 5.7.
|