Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Процесс принятия управленческих решений

Менеджер принимает организационные решения и реали­зует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, — составная часть реализации любой функции управления. Понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для того, чтобы преуспеть в искусстве управления. Для этого целесообразно рассмотреть типы решений, используемые способы, научные методы повышения эффективности и основ­ные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.

Решение как выбор альтернативы представляет собой дос­таточно систематизированный процесс, причем в управлении организацией этот процесс более систематизирован, чем в част­ной жизни.

Ответственность за принятие важных организационных ре­шений — это тяжелое моральное бремя, тяжесть которого воз­растает по мере роста уровня управления.

Принятие решений — это каждодневная работа менедже­ра, отражающаяся на всех аспектах управления. Профессор Фрэнк Харрисон писал: «Принятие решений — это интеграль­ная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое компетентность в данной области отличает менед­жера от неменеджера и, что еще важнее, — эффективно ра­ботающего менеджера от его неэффективно работающего кол леги». Профессор Минцберг показал, что каждый руководи­тель играет свою роль в межличностном общении, информаци­онных обменах и принятии решений. В области принятия реше­ний Минцберг выделил четыре роли руководителя — предпри­ниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению согла­шений. Пропорции этих ролей во многом зависят от уровня уп­равления. Тем не менее каждый менеджер периодически в той или иной мере исполняет все эти роли.

Решение как выбор альтернативы предусматривает ответ на ряд вопросов. В современных условиях быстро меняющейся обстановки многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров. Каждая управленческая функция связана с несколь­кими типичными решениями, требующими ответов на вопросы, представленные на рис. 8.1.

 

Планирование

1. Какова миссия (назначение) орга­низации? 2. Какими должны быть цели орга­низации? 3. Как изменения во внешней среде могут отразиться на будущем организации? 4. Какую стратегию и тактику сле­дует выбрать для достижения целей организации?

Организация

1. Как следует структурировать рабо­ту организации? Каковы наиболее рациональные размеры блоков выде­ляемых работ? 2. Как скоординировать функциони­рование блоков с учетом непротиво­речивости и охвата всех выполняемых работ? 3. Какие полномочия следует делеги­ровать на каждом уровне управления? 4. Каковы должны быть изменения в структуре организации в связи с из­менениями в окружающей среде?

Контроль

1. Как следует измерять результаты работы? 2. С какой периодичностью следует оценивать результаты? 3. Насколько эффективно достиже­ние поставленных целей? 4. В чем причины низкой эффектив­ности достижения поставленных целей? Какие коррективы следует внести?

Мотивация

1. В чем нуждаются подчиненные? 2. В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности по достижению поставленных целей? 3. В чем причины изменения произво­дительности и удовлетворенности работой сотрудников? 4. Что нужно сделать, чтобы повысить производительность и удовлетворен­ность работой сотрудников?

 

Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обуслов­ленные занимаемой им должностью.

Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированные решения — это результат реали­зации определенной последовательности шагов или действий, подобных предпринимаемым при решении математических урав­нений. Число возможных альтернатив ограничено, и выбор дол­жен быть сделан в пределах направлений, заданных организа­цией.

Незапрограммированные решения — это решения, ис­пользуемые в ситуациях, которые новы, внутренне не струк­турированы или сопряжены с неизвестными факторами.

Любое решение, помимо положительного эффекта, имеет и отрицательные последствия. Специалист по изучению про­блем управления Роберт Кац писал, что «каждое решение дол­жно уравновешивать настолько противоречивые ценности, цели и критерии, что с любой точки зрения оно будет хуже опти­мального. Каждое решение или выбор, затрагивающие все пред­приятие, будут иметь негативные последствия для каких-то его частей».

Таким образом, рассматривая организацию с позиций сис­темного подхода, необходимо учитывать последствия управ­ленческого решения для всех частей организации и находить компромиссы.

Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий эле­менты алгоритма, представленного на рис. 8.2.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения и реализация решения.

На стадии подготовки решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и форму­лируются проблемы, требующие решения.

 



{LTS}