Сложная структура современной организации образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается в результате управленческой деятельности, представляющей собой сочетание различных функций, каждая из которых направлена на решение сложных специфических проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы. Сфера управления охватывает все стороны деятельности организации: производство, НИОКР (инновации), сбыт, финансы, коммуникации и т.д.
Кратко круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, сводится к следующему: определение конкретных целей развития, выявление их приоритетности, очередности и последовательности решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач.
Реализация общих задач требует создания необходимых условий в сфере управления:
♦ функций маркетинга — для приспособления производства к требованиям и спросу рынка (методами разработки внутрифирменных программ маркетинга по каждому продукту и прогноза развития);
♦ функций планирования — для обоснованного определения основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения (методами разработки планов и прогнозов);
функций организации — для налаживания организационных отношений между различными подразделениями по вы полнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности на конкретный период;
♦ функций оперативного руководства — для мгновенного вмешательства в процесс деятельности организации, чтобы реализовывать запланированные и организованные мероприятия и при необходимости упреждать расхождение между планируемым и фактически происходящими событиями;
♦ функций контроля — для проверки выполнения деятельности и сравнения с намеченными целями и направлениями развития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.);
♦ функций мотивации — для морального и материального стимулирования персонала при выполнении задач по достижению целей организации.
Характерно, что вне зависимости от уровня управления менеджеры должны 40% времени использовать для выполнения основных функций управления
Организационно-технические функции аппарата управления включают в себя:
♦ сбор, систематизацию, обработку и анализ информации;
♦ выработку и принятие решений;
♦ доведение решений до конкретных исполнителей и организацию их выполнения;
♦ проведение контроля выполнения решений.
Существование развитых функций управления необходимо, но недостаточно для осуществления управленческой деятельности, поскольку необходимы также экономические рычаги и инструменты.
Таким образом, функции управления и экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый хозяйственный механизм управления.
Взаимосвязь элементов системы организации (инновации, снабжение, производство, сбыт, инфраструктура, кадры, финансы), с одной стороны, и функций управления (маркетинг, планирование, организация, оперативное руководство, контроль, мотивация), с другой стороны, применительно к производственной организации приведена в табл. 9.1.
Таблица 9.1
Взаимосвязь элементов и функций организации
Элемент
органи-
зации |
Инновации
(НИОКР) |
Материаль-
но-техничес-
кое снабже-
ние |
Производство |
Сбыт |
Инфра-
структура |
Кадры |
Финансы |
|
Функция
органи-
зации |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Марке-
тинг |
Исследование тенденций и перспектив
научных
исследований в области деятельности организации |
Исследование рынка
потенциальных контр-
агентов по
поставкам
ресурсов и
комплек-
тующих для
производства |
Анализ
текущих и
перспективных воз-
можностей
производства |
Анализ
потребностей рынка и
конкретных
покупателей,
формирова-
ние спроса
на предла-
гаемую
продукцию |
Анализ и
диагностика
текущего
состояния и
прогноз
потребностей
организации
в обеспечении объектами и
мощностями
инфраструк-
туры |
Изучение
спроса и
предложения кадров
на рынке.
Анализ
внутренних
потребностей в кадрах. Исследование
перспективных путей
планирования, организации, контроля и
стимулиро-
вания труда |
Исследова-
ние перспек-
тивных
направлений
вложения
финансовых
ресурсов |
|
|
|
Планро-
вание |
Планирование научно-
технической
деятельности |
Планирование поставок
ресурсов |
Формирование
ассор-
тиментной
политики
орган изации планирование обновления и
эасш прения
ассортимента продукции |
Планирование поставок
продукции |
Планирование текущего и перспективного
обеспечения
производства и жизне-
деятельности организации |
Формирова-
|
|