Основополагающий принцип маркетинга — обоснованный свободный выбор определенных целей и стратегий функционирования и развития предприятия в целом, направленных на нахождение наиболее эффективного сочетания производства новейшей продукции с продукцией, с продукцией уже выпускаемой или модернизируемой, а также предназначенной к снятию с производства.
Важный принцип маркетинга — комплексный подход к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия, выработка путей достижения целей в результате разработки программ маркетинга по продукту и по хозяйственной организации в целом при ориентации на максимальное использование потенциальных возможностей и резервов производства.
Характерный принцип маркетинга — достижение оптимального сочетания в управлении фирмой централизованных и децентрализованных начал, постоянный поиск новых инструментов для повышения эффективности производства, творческой инициативы работников по широкому внедрению нововведений, повышению качества продукции, сокращению издержек производства.
На реализацию принципов маркетинга ориентированы его функции:
♦ более полный и тщательный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей, их требований к качеству, технико-экономическим параметрам, новизне, дизайну на основе комплексного исследования рынков, разработки технической политики и проведения НИОКР;
♦ определение оптимального ассортимента выпускаемой продукции и структуры производства на основе экономического расчета: издержек производства (себестоимости) продукции; эффективности капиталовложений; возможности обеспечения материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами производства; получения прибыли;
♦ принятие обоснованных решений, эффективность которых определяется по конечному результату деятельности предприятия;
♦ разработка сбытовой политики на основе определения максимально выгодных каналов сбыта, системы товародвижения, организации послепродажного технического обслуживания, системы стимулирования сбыта и формирования спроса и запросов потребителей.
Таким образом, маркетинг также является функцией внутрифирменного управления.
|