Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Природа механизма мотивации деятельности человека

В любой сфере деятельности успех зависит от индивиду­альных способностей работников и степени их подготовки. Это накладывает определенный отпечаток и на процесс управления в части его усложнения. Увеличиваются затраты средств и вре­мени, связанные с обучением и переобучением персонала, ус­ложняется функция контроля, развиваются нетрадиционные типы расписания работы и т.д. По мере развития научно-техни­ческого прогресса возрастает роль мотивации творческой дея­тельности персонала, который в определенном смысле по мере развития творческой деятельности становится самодостаточной и саморегулируемой системой. Центральной проблемой управления персоналом в вязьма становят­ся мотивация и квалификация. Создание условий для более пол­ного выявления потенциала сотрудников приобретает ключевое значение для решения проблемы жизнеспособности организа­ций. В настоящее время в этой проблеме накопилось достаточ­но много серьезных вопросов, требующих детального анализа причин сложившейся ситуации и поиска рациональных путей их разрешения. Для сотрудников организации вопросы мотивации, форму­лируемой как внутреннее состояние, определяющее поведение человека, как побуждения человека, предрасполагающие его действовать целенаправленным образом, имеют большее значе­ние. При этом процесс труда все сложнее нормировать, с одной стороны, и непросто контролировать — с другой. Для правильного понимания устремлений сотрудников, того, что ими движет, и определения желательных мер регулирующего воздействия обратимся к классическим теориям мотивации. Рассмотрим понятие мотивации, ее сущность и взаимосвязь с такими категориями как потребность, стимул, цель, действие, а также механизм мотивации людей. При этом рассмотрим три группы теорий, изучающие процесс мотивационного воздействия на человека с различных позиций. Это содержательные теории мотивации, теории «поля» и процессуальные теории мотивации. Отметим, что в классическом рассмотрении все эти тео­рии оцениваются с позиций созидательной деятельности внутри организации, повышения эффективности ее деятельности.
 
Мотив — это процесс сопряжения целей организации и целей человека — члена этой организации для наиболее полно­го удовлетворения потребностей обоих. Это система различных способов воздействия на людей для достижения намеченных целей и человека, и предприятия. По Мескону, мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Человек мотивирован — следовательно, он заин­тересован, создана ситуация, при которой, решая задачи по достижению общих целей организации, он тем самым удовлет­воряет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения.
 
Изучение мотивов поведения людей — это сложная науч­ная задача. Основоположник научного менеджмента Ф.У. Тей­лор, в частности, писал: «Существует область научного иссле­дования... на которую должно быть обращено специальное вни­мание — именно точное исследование мотивов, влияющих на поведение людей. На первый взгляд может показаться, что по­добного рода вопрос представляет предмет индивидуального наблюдения и обсуждения и является совершенно необходи­мым для задачи точного научного экспериментального исследования. Несомненно, что закономерности, вытекающие из эк­спериментов подобного рода, в силу того, что опыт здесь про­изводится над чрезвычайно сложным организмом — человечес­ким существом, допускают гораздо большее число исключе­ний, чем законы, относящиеся к материальным вещам. И все же подобные закономерности, приложенные к громадному большинству людей, без сомнения, существуют и, будучи точно определенными, приносят громадную пользу для обхождения с людьми». В отношении человека к взаимосвязанным экономическим процессам производства и потребления продукции происходит рождение потребностей, которые и заставляют действовать людей так, а не иначе.
 
Потребность — это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духов­ных ценностей. В психологии под потребностью понимается осо­бое состояние психики индивида, отражающее несоответствие между его внутренними и внешними условиями деятельности, которое является причиной осознания человеком эмоциональ­ной напряженности или неудовлетворенности и оказывает влия­ние на формирование внутренних мотивов его деятельности. Психологи, наблюдая за действиями, поведением людей, опре­делили, что мотивом для действий служат потребности. В жиз­ни непосредственно «потрогать», измерить потребность невоз­можно, так как это категория объективно-субъективная, кате­гория общественного воспроизводства и сознания. Источником возникновения материальных потребностей в вязьма является производ­ство социальных потребностей — общественный характер жиз­недеятельности человека, духовных потребностей — сознание индивида. Для каждого человека потребности представляют со­бой определенную систему последовательно восходящих состо­яний, которые находятся в постоянном движении. Движение осуществляется от низшего удовлетворяемого уровня через действительный уровень (включающий не удовлетворяемую часть) к абсолютному, определяемому оптимальными условия­ми жизнедеятельности. Человек способен влиять на скорость развития своих по­требностей, управлять их интенсивностью, направленностью, а следовательно, осуществлять обратную связь. Эта связь прояв­ляется через свободу выбора, когда человек сам выбирает спо­собы своей жизнедеятельности, и в этом выборе реализуются его способности, личностные ориентации и идеалы, его цели. Таким образом, рождается взаимосвязь «потребность — мо­тив — стимул — цель — действие». Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, т. е. совершать поступки. Субъективным выражением этого побуждения к дея тельности, сформировавшимся для каждого конкретного чело­века под воздействием окружающего его внешнего мира, кото­рое отражено в сознании, является мотив. Мотив — это феномен сознания, это осознанное индиви­дом побуждение к деятельности. Вместе с тем он однозначно не определяет содержание, особенности и структуру деятель­ности человека, так как потребность может быть удовлетворена различными способами в форме различных видов деятельности.
 
Так, например, потребность в одежде может быть удовлетво­рена как путем ее покупки в магазине, так и путем кражи и т.д. Здесь уже речь идет об объективных условиях жизнедеятель­ности человека, которые выступают как цели его деятельнос­ти. Цели раскрывают возможности и способы реализации мо­тива и конкретных для данного человека условий жизнедея­тельности, выступают в качестве объектов мотивации, не объяс­няя до конца содержание мотива, т.е. того личностного смыс­ла, который субъект вкладывает в свою деятельность. Напри­мер, приобретая одежду, человек может удовлетворять потреб­ность в сохранении в организме тепла и здоровья, а кроме того, может удовлетворять потребность в самореализации, самовыра­жении, самоутверждении через приобретение престижной или изысканно-художественной одежды или потребность в ощуще­нии связи с определенной социальной или иной группой. Цель одна — приобрести одежду определенного качества, а вот по­требности, удовлетворяемые этим путем, различны. Если, пройдя через сознание индивида, эти потребности осознаются в каче­стве необходимости, т. е. происходит соединение внутреннего (со стороны сознания человека) и внешнего (со стороны необ­ходимости удовлетворения потребности) побуждения, то осу­ществляется деятельность по реализации потребности субъек­та, реализации мотива в действие. Внутреннее побуждение на­ходит свое отражение в категории «мотив», а внешнее — в категории «стимул». Соединение стимулов и мотивов является тем механизмом, который позволяет реализовать потребности субъекта наиболее приемлемым для него способом — путем реализации своих способностей. Развитие мотива в деятельность, реакция человека на стимулы находятся в прямой и теснейшей зависимости от общественно-психологических качеств личности (ее ценностных ориентации, социальных установок, притяза­ний, ожиданий, стереотипов), а также от индивидуально-пси­хологических качеств (темперамента, эмоций, чувств, способ­ностей, характера). При этом наибольший результат дает моти­вация на основе первоочередных, наиболее насущных потреб­ностей человека. Для успешного осуществления деятельности необходимо знать и уметь использовать в работе особенности потребностей и их свойства.
 
Прежде всего, необходимо отме­тить, что потребности обладают способностью как к экстенсив­ному, так и к интенсивному росту. Для них характерен как количественный, так и качественный рост и развитие до опре­деленного рубежа и насыщения. По мере приближения к рациональному пределу насыще­ния низших потребностей, удовлетворяемых в первую очередь, в системе потребностей происходят существенные сдвиги, вы­ражающиеся в значительном увеличении высших потребностей. Таким образом, очередность и насущность более высоких по­требностей для человека определяются уровнем удовлетворе­ния его низших потребностей, местом данной потребности в общей иерархии. Другая важнейшая особенность системы потребностей зак­лючается в возможности замены одной потребности высшего порядка другой. Диалектика развития потребностей определяет и такое их важное свойство, как относительность. Суть его заключается в том, что развитие системы потребностей человека идет в по­стоянном сравнении с уровнем их удовлетворения в аналогич­ных случаях. Выделяя те или иные закономерности развития потребнос­тей, необходимо помнить об элементе случайности. Вся мотивационная работа может оказаться безуспешной, например, в ре­зультате того, что человек находится в состоянии депрессии и не реагирует на мотивационное воздействие.
 
Вообще мотива­ция — это долговременный процесс, приносящий плоды в ре­зультате кропотливой и постоянной работы. Потребность вызывает напряжение в сознании человека, внутреннее побуждение к ее удовлетворению — мотив. Челове­ка «мучают» его потребности, и он постоянно ищет объект для их удовлетворения. Чем привлекательней и очевидней реализа ция потребности с помощью данного объекта, тем интереснее производственная деятельность человека с целью его присвое­ния. Таким образом, объект, так же как и потребности, оказы­вает стимулирующее воздействие, внешнее побуждение к реа­лизации работником мотивационных установок, и лишь в этом случае он становится стимулом. Стимул — способность избран­ного объекта удовлетворить потребность субъекта.
 
Каждый человек — это уникальный и сложный мир, обла­дающий множеством особенностей. Основными ценностями и со­циальными ориентирами человека являются: безопасность, сво­бода, рост благосостояния, ответственность, высокое качество жизни, защищенность, социальная справедливость, равенство, солидарность, духовное совершенство. Формированию мотивации человека способствует благопри­ятная или препятствующая атмосфера, которая создается теми критериями и ценностями, которые присущи окружающей об­щности людей. Эти критерии и ценности способствуют форми­рованию и раскрытию внутренних и внешних «Я»-образов чело­века, выбору им своего места в обществе, формированию его жизненных убеждений и твердых позиций. Это воздействие приобретает свою интегрированную завершенную форму в ус­ловиях определенной среды и конкретной организации. Таким образом, для определения варианта наиболее эф­фективного решения задачи управления деятельностью орга­низации необходимо рассмотреть особенности формирования социально-психологической цепочки событий «потребность — мотив — стимул — цель — действие», определяющей действия как отдельных сотрудников, так и групп (коллективов) сотруд­ников в организации.


{LTS}