Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Физиологические потребности

В мотивации человека доминирующая потребность (мечта) всегда присутствует. Она изначально может относиться к любому из названных уровней, хотя с возрастом и изменением поло­жения в обществе может меняться.

Модель Маслова отнюдь не полностью отражает систему потребностей человека. Д. Мак-Клелланд дополнил ее потребно­стями успеха и власти (уровни 1, 2 по А. Маслову), соучастия

(уровень 3).

Следующей попыткой расширить и перегруппировать круг изучаемых потребностей стала двухфакторная модель мотива­ции Ф. Герцберга, получившая развитие в середине 1950-х гг., выделившая в отдельные группы факторы здоровья (или гигие­нические) и мотивирующие.

Внешние по отношению к содержания работы факторы здоровья (уровни 3—5 по А. Маслову) связаны в модели Ф. Герц­берга с условиями работы, оплатой труда, социальными блага­ми, статусом в организации, взаимоотношениями в коллективе, уважительным отношением и политикой руководства и т.д.).

Внутренние по отношению к содержанию работы факторы мотивации (уровни 1, 2 по А. Маслову) определяются в двух­уровневой модели Ф. Герцберга возможностями человека про­фессионально обучаться и повышать квалификацию; интерес­ной работой; получением самостоятельных полномочий, зоны ответственности; продвижением по службе; наличием в работе цели, которую человек считает достижимой; общественным при­знанием.

Из необходимости объединить потребности в отдельные группы исходил и К. Альдерфер в своей теории ERG (рис. 12.2). Он выделил три группы потребностей: потребности существова­ния (уровни 4, 5 по А. Маслову); потребности связи (уровень 3 по А. Маслову), отражающие социальную природу человека; потребности роста (уровни 1, 2 по А. Маслову). При этом дви­жение, в отличие от пирамиды потребностей А. Маслова, мо­жет идти не только вверх по иерархии, но и вниз (фрустра­ция) при невозможности удовлетворить потребности верхних уровней. Не исключается также переключение с одной потреб­ности на другую. Так, например, если в организации не имеет­ся возможности удовлетворить потребности человека в продви­жении, то она может переключиться на потребность связи, создав соответствующую социальную среду в коллективе. Это вызовет процесс регрессии с верхнего уровня на нижний.

Крупнейший отечественный психолог Л.С. Выгодский сде­лал вывод о том, что в психике человека присутствуют два уровня развития — низший и высший, которые обуславливают развитие соответствующих (низших и высших) потребностей параллельно и самостоятельно. При этом удовлетворить потреб­ности одного уровня средствами другого уровня невозможно, хотя в рамках одного уровня определенная взаимозаменяемость присутствует.

Потребности низшего уровня первичны, они физиологич­ны по своей природе. Формы их удовлетворения напрямую свя­заны с материальным стимулированием. Высшие потребности социальны в плане их формирования и духовны в плане их ощущения. Они удовлетворяются лишь посредством использо­вания высших психических функций человека, и прежде всего творческой трудовой деятельности (к которой относится и науч­ная деятельность, связанная с реализацией сложных многопла­новых задач), в которых самовыражается личность. Применяе­мая для стимулирования трудовой деятельности методика двой­ной мотивации предполагает материальное стимулирование на уровне, необходимом для удовлетворения низших (физиологи­ческих) потребностей, и социальное (духовное) стимулирова­ние — на уровне удовлетворения высших потребностей. Это учение Л.С. Выгодского было развито в работах А.Н. Леонтьева и Б.Ф. Ломова.

Отметим, что в основе всех рассмотренных выше теорий (А. Маслова, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, К. Альдерфера, Л.С. Выгодского), образующих первую группу, лежит изуче­ние потребностей и их мотивационного воздействия на челове­ка.

 



{LTS}