Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Динимика групп и лидкрство в системе менеджмента

В науке существует много понятий для определения чело­века, занимающего руководящий пост, но наиболее признан­ными являются два — лидер и руководитель. Лидер — это неформальное положение «звезды» в коллективе. Умение вли­ять на коллектив в системе межличностных отношений, осно­ванных на чувстве симпатии или антипатии, принятия или не­принятия и т.д., соответствует характеристике лидера. Роль руководителя определена организацией, кругом функций. Ли­дер возникает стихийно, его нет в штатах организации.

Для лидера важно уметь вести за собой людей и брать ответственность на себя. Лидер выдвигается из числа окружа­ющих его людей, вместе с тем он тоже может прибегать к санкциям неформального характера.

Лидер — это человек, за которым другие члены сообще­ства признают право брать на себя наиболее ответственные ре­шения. Лидер — наиболее значимое лицо в определенной группе людей. Им может быть человек, обладающий определенным на­бором личностных качеств.

Руководитель — это официальное признание профессио­нальных и организаторских заслуг человека. К руководителю всегда предъявляются особые требования — исполнитель воли вышестоящих органов. Руководитель коллектива назначается извне, высшим руководством, получает властные полномочия, имеет право применения санкций.

Руководитель — это человек, которого назначают реше­ния определенных задач, это специалист-профессионал. Срав­ним функции, которые выполняют неформальные лидеры и официальные руководители в коллективах (табл. 14.1).

Таблица 14.1 Сравнение функций, выполняемых неформальными лидерами и официальными руководителями в коллективах

Неформальный лидер

Официальный руководитель

Осуществляет межличностные от­ношения

Осуществляет официальные отноше­ния

Определяется стихийно

Назначается или избирается

Выдвигается в зависимости от на­строения

Имеет стабильное положение

Не имеет системы санкций

Имеет определенную систему санкций

Сфера действий - любое сообще­ство

Сфера действий определена рамками законов, инструкций, постановлений

Помимо выявленных различий между ними существует и общее. Это:

1)руководство и лидерство являются средством координа­ции, организации отношений членов социальной группы, сред­ством управления ими, только работают они в системе фор­мальных и неформальных отношений;

2)оба реализуют процессы социального влияния в группе
или коллективе, но влияние идет по официальным и неофици­альным каналам;

3)обоим присуща субординация отношений. В руководстве
субординация отношений выступает достаточно отчетливо и
закреплена в должностных инструкциях. В лидерстве суборди­нация менее заметна и никак не закреплена. Поэтому нередко
лидерство способно переходить в руководство, а руководитель
становится лидером.

Человеческий фактор играет все большую роль в управле­нии, что требует от руководителей любого уровня знания пси­хологии. Современная психология органически входит в методы управления, показывает разнообразные психологические под­ходы к жизни организаций и управлению ими. От руководителя сегодня требуется умение находить оптимальные методы эф­фективного управления. Необходимо помочь руководителю са­мостоятельно найти наиболее важные для него знания, ре­шить вопросы, связанные с психологией управления.

В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и ув­лекательной. Менеджеру приходится часто решать сложней­шие задачи в условиях критических ситуаций и неопределен­ных перспектив.

В прошлом на должность менеджеров старались подбирать людей с ярко выраженными диктаторскими формами управле­ния, поскольку рабочие считались в большинстве своем покор­ной, малообразованной, безликой массой и наилучшим спосо­бом обращения с ними считалось принуждение.

В этих условиях формула действий была такой: «Бизнес есть бизнес, работай не рассуждая».

С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала считаться способность играть роль главы семьи, по отечески относящегося к подчиненным, действующего по формуле «Твердость, но справедливость».

Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.

Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Про­сто ужиться с людьми было недостаточно. Взаимодействие нуж­но было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребо­вало от менеджера еще и маклерских способностей.

Таким образом, в организации выделяются личности фор­мально (руководитель) и неформально (лидер) влияющие на других людей. В интересах бизнеса организации сочетать эти качества в одном лице официального руководителя.

Рассмотрим подробнее особенности личностных качеств руководителя.

В научной литературе довольно часто смешиваются лич­ностные особенности и качества личности руководителей. До­вольно часто личностными особенностями считают склонность к лидерству, умение выстраивать отношения в малой группе, социальную смелость, независимость, эмоциональную стабиль­ность, уравновешенность, высокий самоконтроль, стрессоустойчивость, доброжелательность, чувствительность, интуитивность во взаимоотношениях с людьми, готовность к формированию новых групп к сотрудничеству.

Помимо этих особенностей выделяют социально-поведен­ческие — готовность активно действовать в сложных услови­ях, умение находить адекватные способы решения проблем и ладить с людьми, умение избегать проявления негативного от­ношения к ним.

Авторами выделены такие критерии групповой оценки лич­ности: продуктивность и авторитарность в коллективе, способ­ность к административно-организаторской и интеллектуально-организаторской работе.

По данным исследований В.А. Абчука, А.В. Быкова, Р.Л. Кричевского, В.П. Шейнова и др. успешность деятельности руководителя определяется его личностными качествами, уме­нием обращаться с людьми и строить систему взаимоотноше­ний, вырабатывать оптимальный стиль руководства, т.е. такими качествами, которые лежат в основе психологических аспектов управленческой деятельности.

Руководитель любого звена должен быть знаком с личнос­тными качествами, которые лежат в основе успешной управ­ленческой деятельности. Практика управления в России и за рубежом показывает, что сегодня остро стоит вопрос подготов­ки руководителей нового типа, повышения их профессиональ­ной деятельности, особенно в области психологии, имиджеологии, конфликтологии. Руководителю необходимы знания о пси­хологических особенностях людей, причинах конфликтных си­туаций, позитивном разрешении конфликтов, овладении совре­менными формами ассертивного повеления, личностном росте, индивидуальном стиле поведения и т.д.

А для того, чтобы безошибочно подобрать руководителя, который был бы и лидером одновременно, нужно знать каче­ства, которые ему в обязательном порядке должны быть при­сущи. Существуют четыре группы таких качеств: личные, про­фессиональные, организаторские и деловые.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм обще­человеческой морали, скромность и справедливость по отноше­нию к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уваже­ния, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, должен уметь противостоять давлению как «сверху», так и «сни­зу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим посред­ством личного примера, а не морализирования, твердо дер­жать данное слово.

Работа руководителя чрезвычайно тяжела, и поэтому од­ним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоро­вья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагруз­ки, предполагающие смену видов деятельности: ведь отдых — не бездеятельное провождение времени, а переключение на другую работу. Поэтому силы и энергию необходимо рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом из них добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привыч­ные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разом­левший руководитель на него уже будет способен.

Однако одного физического здоровья руководителю недо­статочно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым чело­веком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок. Поэтому ему необходимо формировать в себе положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересо­ванность и любознательность, помогающие продвигаться впе­ред, осваивать новые сферы деятельности, а также уверен­ность, добавляющую солидность.

Принятие управленческих решений требует от руководи­телей не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу ост­рым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать непереживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизнен­ном пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с соб­ственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способнос­тей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять автори­тет — в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому руководите­лю — профессиональные. Это компетентность, т.е. система спе­циальных знаний и практических навыков (она бывает специ­альной и управленческой). Это культура — общая, техничес­кая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важны и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действи­тельности, как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, вы­делять в них наиболее существенные стороны, быть восприим­чивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать раз­личные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако руководитель должен быть не только хорошо под­готовленной и высокообразованной, но еще и творческой лич­ностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с тради­циями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, сис­тематически ими пользоваться. Творческий руководитель обыч­но работает с группами, используя метод мозговой атаки, по­ощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учит­ся, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить инфор­мацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окру­жающим независимо от того, кто они, держать себя откровен­но с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживать­ся от того, что угрожает устоявшимся взглядами на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть как-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая при этом компетентность, но избегая однобокой спе­циализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств, определяющих руководителя, являются организаторские и деловые, которые являются воле­выми. Они отражают уровень организаторской культуры менед­жера, владение им технологией управленческой работы: подбо­ром, расстановкой и использованием кадров; выработкой норм, нормативов и регламентов; разработкой личных планов и пла­нов-графиков проведения мероприятий; доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни тре­бует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упус­кать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность зак­лючается не только в том, чтобы устанавливать цели, а упор­но к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Еще одним организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заклю­чается в умении четко своевременно ставить задачи, прини­мать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступ­ках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, т.е. способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, лично­го примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должны быть присущи дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку дру­гих, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмо ции других, чтобы найти подход к их поведению, а также кон­тролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой руководителя должна быть повы­шенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудо­вого дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командиро­вок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляю­щим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте. С точки зрения контактности можно выделить несколько типов руководителей.

Во-первых, это те, кто большую часть времени (пример­но 2/3) тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуще­ствление внешних связей.