Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Сложившиеся воззрения на понятие «лидерство»

Сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное уп­равление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось много внешних функций, в том чис­ле взаимодействие с партнерами, государственными и полити­ческими деятелями.

В общем существует три способа классификации ролей ру­ководителя:

  по выполняемым обязанностям;

  по уровню в иерархии;

  по отношению к работе.

Каждым направлением должен заниматься самостоятель­ный управляющий, поэтому глава корпорации становится ме­неджером-организатором, основная обязанность которого — ко­ординировать деятельность групп менеджеров. Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях:

Во-первых, это управляющий, обличенный властью, ру­ководящий большим количеством людей;

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчи­ненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции;

В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;

В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нрав­ственными качествами, способный создать коллектив и напра­вить его развитие в нужное русло;

В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в совре­менных условиях, умеющий оценить и без промедления вне­дрить в производство то или иное изобретение или рационали­заторское предложение;

В-шестых, это человек, обладающий высокими знаниями и способностями, имеющий высокий уровень культуры, чест­ный, с решительным характером и в то же время рассудитель­ный, способный быть во всех отношениях образцом для окру­жающих.

В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых организация и планирова­ние деятельности коллектива и своей собственной работы; рас­пределение заданий и инструктаж подчиненных, контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка резуль­татов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизне­са, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за преде­лы компетенции подчиненных; знакомство с текущей коррес­понденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведе­ние собраний и представительство; заполнение форм отчетнос­ти; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти функции характеризуются высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием форм самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой собы­тий, людей и действий.

Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель общается с различными категориями лиц. Прежде всего — это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдви­гающими несуразные и даже угрожающие требования, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не пока­зывая раздражения. Другая категория людей, с которыми при­ходится общаться — руководители различного ранга. В разго­ворах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше все­го сразу же предложить вариант ее решения, чтобы руководи­тель не занимался ее от начала до конца. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя — он этого не забудет.

С подчиненными общение должно быть в высшей мере довери­тельными и доброжелательными — от них, как известно, в ре­шающей степени зависит судьба менеджера. И, наконец, ме­неджер постоянно общается с коллегами — руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может, и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения руководителю приходится играть три основные роли:

Во-первых, координатора, связывающего одну группу лю­дей с другой и упрощающего диалог между ними. Это — имидж и представительство во внешнем мире. Фактически эту роль может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее деятельность, организацию, вдохновляющий действия людей, направленные на лидерство, достижение целей фирмы; это коммуникатор, создающий возможность надежных непрерыв­ных контактов между сотрудниками;

Во-вторых, информатора, обеспечивающего прием, пере­дачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравни­вающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, вли­яющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъяс­няющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам;

В-третьих, роль, связанную с принятием решений. Ее иг­рает предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Эту роль играет менеджер, ответственный за распределе­ние ресурсов фирмы, или представитель фирмы, ведущий пе­реговоры с партнерами.

Руководители высшего звена обычно являются номиналь­ными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Руководители средне­го звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязаннос­ти и цели, они совершенствуют производственный процесс. Руководители низшего звена — мастера, находящиеся к непос­редственным исполнителям. Цели для них формируются на бли­жайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, ква­лификации отдельных работников, на снижение брака. В отли­чие от других категорий управленцев они решают вопрос не «Что делать?», а «Как делать?».

По своему отношению к работе руководители делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролиро­вать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набирать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пыта­ются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют заимствованием у своих подчиненных.

В противоположность руководителю пассивного типа руко­водитель активного типа не сидит на месте, а стремится к ис­пытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно на­ходится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересмат­ривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответ­ственности. Активный руководитель ищет и устанавливает сроч­ные контакты с окружающими, поощряете их самостоятель­ность, дает возможность выдвинуться. У активного руководи­теля есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лиде­ром коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициально подчиненных.

Лидерство — это искусство влияния на людей, вдохнове­ния их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.

Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) сред ства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.

Власть лидера основывается на хорошем знании подчинен­ных, на умении поставить себя на их место, анализировать си­туацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, на стремлении к самосовершенствованию, способнос­ти вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимос­ти совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудни­ков чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их ис­пользует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на ком­промисс.

Но подлинным источником власти лидера над людьми яв­ляются его независимость, готовность в любой момент освобо­дить занимаемое место, поскольку выражение интересов кол­лектива вовсе еще не означает покорности ему.

Таким образом, в общем существует три способа класси­фикации ролей руководителя: по выполняемым обязанностям (координирование, информирование и принятие решений); по уровню в иерархии (высшее, среднее и низшее звено); по от­ношению к работе (пассивные и активные).


{LANG_STRUCTA_STRUCT_BLOCK_SIMPLE_3}


{LTS}