Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Модели личности руководителя. Особенности личностных качеств руководителя

{LANG_STRUCTA_STRUCT_BLOCK_SIMPLE_3}

Многими психологами (А.В. Батрашев, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, X. Зиверт, Р.Л. Кричевский, А.П. Чернышев и др.) предпринята попытка разработать применительно к управ­ленческой деятельности динамическую функциональную модель структуры личности. На основе системного подхода в струк­турной модели личности руководителя выделены три уровня:

  психофизиологический, включающий особенности позна­вательных процессов;

  психологический, состоящий из мотивационной, эмоцио­нально-волевой сфер и свойств личности (темперамент, харак­тер, способности, интересы, направленность, интеллект);

  социальный, представляющий мировоззренческие, цен­ностные и нравственные качества.

Используя в исследованиях функциональную модель струк­туры личности и опираясь на нее, ряд психологов выделяют специальную структуру личности руководителя, которая вклю­чает пять подструктур, имеющих важные свойства личности человека для выполнения управленческой деятельности. Ее на­зывают нормативной структурой личности руководителя; она определяется функцией руководства как специфического вида деятельности. Такая нормативная структура личности вклю­чает идейно-политические качества, профессиональную компе­тентность, организаторские и педагогические способности, мо­рально-этические качества.

Интерес исследователей к вопросу изучения личности ру­ководителя довольно стойкий, но до полного его изучения еще далеко. В отечественной и зарубежной литературе суще­ствуют различные классификации личности руководителя. Наи­более удачна, классификация личности хозяйственного руко­водителя (менеджера), предложенная американским психоло­гом М. Шоу (Show, 1971) и значительно дополненная в отече­ственной психологии Р.Л. Кричевским (1993). По мнению М. Шоу, личность руководителя можно разделить на три составляющих: биографические характеристики, способности, черты личности.

Биографические характеристики включают возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителей. Наиболее значимой характеристикой для руководителя являет­ся возраст. По данным исследований Т. Коно, чем выше ранг руководителя, тем старше его возраст. Очень значим для уп­равленческих работников высокого ранга возрастной предел, так как многие страны вводят ограничения по срокам занятия должности, руководства компанией и т.д. Большинство иссле­дований показывают, что между возрастом и уровнем руковод­ства нет прямой зависимости, хотя возраст во многом опреде­ляет эффективность руководства.

Следующая биографическая характеристика — пол руко­водителя. В основном исследователи описывают руководителей мужчин и довольно редко — женщин. По статистике, руково­дителей женщин намного меньше по сравнению с мужчинами. При сравнительном изучении руководителей мужчин и руково­дителей женщин они не отличаются по эффективности и каче­ству руководства, отличия существуют лишь в выборе форм руководства.

Такие характеристики, как социально-экономический ста­тус и образование, чрезвычайно важны для деятельности руко­водителя и не нуждаются в специальном анализе. По данным исследований, до 90% корреляций обнаружено между этими переменными. Руководители всегда выступают как достаточно образованные люди, имеющие высокий социально-экономичес­кий статус.

Способности как характеристика личности руководителя имеют связь с руководством и эффективностью. Среди множе­ства способностей наибольшее влияние на эффективность дея­тельности руководителя оказывает интеллект, причем зачас­тую его средний уровень. Для достижения успеха в работе ру­ководитель, особенно высокого уровня, должен обладать дос­таточно высоким интеллектом, хотя и не чрезмерным. На ин­теллект влияет достаточно большое количество факторов, ко­торые затрудняют его проявления. Помимо интеллекта, выде­лены специальные умения, знания, компетентность, информи­рованность.

Черты личности руководителя — третья составляющая ха­рактеристика. Многие исследования, изучая личность руково дителя, не разделяют черты и качества. Характеризуя лич­ность руководителя, они перечисляют наиболее употребляемые термины, которые используют разные специалисты, что зат­рудняет понимание. К наиболее часто употребляющимся черта­ми личности, которые обусловливают эффективность руковод­ства, ряд авторов относят доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креа­тивность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независи­мость, общительность.

Как показывает практика, личностные особенности эффек­тивно и успешно работающих руководителей остаются мало раскрытыми в научных исследованиях, приводится чаще всего лишь их перечисление.

Современная экономическая ситуация, реформы, измене­ние права собственности, появление частного предприниматель­ства значительно изменили требования к личности руководите­ля и его качествам. В настоящее время любое предприятие, учреждение можно рассматривать как формальную и нефор­мальную организацию и в соответствии с этим типы отношений людей как формальные, должностные, функциональные, и не­формальные — психологические, эмоциональные. В соответствии с этим руководство является феноменом в системе формальных или официальных отношений. Лидерство — феномен, возника­ющий в системе неформальных психологических отношений.

Анализ литературы показал, что основные черты руково­дителя довольно часто описываются в должностных инструк­циях. Предполагается, что если руководитель их добросовест­но выполняет, то это ему гарантирует успешность деятельнос­ти.

Сегодня остро стоит вопрос аттестации руководящих кад­ров. Появляется потребность регулярно проводить аттестацию руководителей (особенно государственных служащих), а кри­терии аттестации — личностные качества руководителей — не разработаны и мало используются на практике. Все это еще раз подчеркивает необходимость изучения личности руководи­теля и его качеств на современном этапе.

Рассмотрим подробнее вопрос, связанный с организаторс­кими способностями руководителя.

 



{LTS}