К техническому обеспечению ИС относится следующий перечень средств:
♦ устройства сбора, обработки, накопления, передачи и вывода информации;
♦ устройства передачи данных и каналы связи;
♦ компьютеры различных модификаций;
♦ оргтехника, устройства автоматического съема информации;
♦ эксплуатационные материалы;
♦ документация на технические средства и техпроцессы. К настоящему времени сложилось три формы организации
технического обеспечения: централизованная, децентрализованная, смешанная (централизованная с элементами децентрализации).
В зависимости от уровня решаемых задач для ИТ основной технической базой могут являться:
♦ компьютер (персональный, переносной, сервер, суперкомпьютер и др.);
♦ локальная вычислительная сеть;
♦ глобальная сеть Интернет.
Особенности структуры ИС, а также вычислительные особенности решаемых в управлении организацией задач, роль и место ИС и ИТ определяют ряд общих требований к используемым техническим средствам. Такими требованиями являются организационно-экономические, организационно-технические, конструктивные и эксплуатационные.
Организационно-технические требования:
♦ технические средства должны быть совместимы (кодировка, программы, технические параметры);
♦ пропускная способность ТС на всех фазах и уровнях об работки информации должна обеспечивать своевременное и качественное решение задач управления;
♦ организация функционирования ТС должна предусматривать оптимальное условие использования производительности устройств;
♦ ТС должны обеспечивать получение юридического подтверждения ответственности должностных лиц;
♦ ТС должны обладать достаточной надежностью в работе. Конструктивные и эксплуатационные требования:
♦ построение комплекса ТС необходимо базировать на использовании унифицированных устройств, сборочных единиц, блоков серийно выпускаемых предприятием-изготовителем;
♦ ТС должны быть просты и надежны в эксплуатации, и соответствовать современным требованиям эргономики и технической эстетики.
Математическое и программное обеспечение ИС и ИТ представляет собой комплекс математических моделей, методов, алгоритмов и программ предназначенных для реализации целей и задач ИС и/или ИТ.
При этом в состав программного обеспечения входят два класса программных продуктов:
♦ программы для решения типовых задач обработки ин формации, а также управления процессом обработки;
специальных программ для обеспечения функционирования данной ИС учитывающих специфику производственного объекта.
Особый интерес на данный момент вызывают информационные интегрированные системы, получившие название ERP-систем (Enterprise Resources Planning — планирование ресурсов корпорации). Внедрение таких систем позволяет организовывать бизнес-процессы более эффективно и с более выраженной ориентацией на клиентов.
Это в значительной степени обеспечивает преимущество в конкурентной борьбе. Приоритетом применения ERP-систем в практике управления является возможность воплощения стратегических и оперативных решений руководителей верхнего уровня предприятия в конкретных целевых установках для каждого его структурного подразделения с учетом оптимизации параметров решений.
В табл. 19.2 приведена некоторая классифицированная номенклатура информационных систем, которые в данное время предлагаются российским предприятиям.
Таблица 19.2 Информационные системы управления предприятием
Класс Состав |
Локальные
системы |
Интегрированные системы |
малые |
средние |
большие |
|
1С |
Concorde Xal |
JD Edwards |
SAP/R3 |
БЭСТ |
Exact |
MFG-Pro |
BPCS |
ИГО ТЭК |
NS-2000 |
Sute-Line |
Oracle |
ИНФИН |
Platinum |
Axapta |
Applications |
ИНФОСОФТ |
PRO/MIS |
|
|
Суперменеджер |
Scala |
|
|
Турбо-бухгалтер |
SunSystems |
|
|
Днфо-бухгалтер |
БОСС-Корпорация |
|
|
|
Галактика |
|
|
|
Парус |
|
|
|
Эталон |
|
|
♦ стратегический уровень — высшее руководство;
♦ управленческий уровень — менеджеры среднего звена;
♦ уровень знаний — работники умственного труда, связанные с базами данных и базами знаний;
♦ эксплуатационный уровень — управляющие операциями.
Системы диалоговой обработки запросов (TPS) являются основными деловыми системами, которые обслуживают эксплуатационный уровень организации. Система диалоговой обработки запросов — компьютеризированная система, которая выполняет и рассчитывает рутинные транзакции, необходимые для проведения бизнеса. Примеры — коммерческие расчеты продаж, системы бронирования мест в гостинице, платежная ведомость, хранение отчетов служащих и отгрузка.
Системы работы знания (
|