Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Условия и факторы возникновения

Историю управления можно разделить условно на два пе­риода: 1) наличие практики управления; 2) управление, как научная дисциплина. Фактически первый период длился до на­чала XX в., т.е. управление существовало, но его характер и структура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт возможно, если обратиться к сравнению сегодняшних организаций с организациями, существовавшими в древности (табл. 21.1).

Основные причины превращения управления в науку: про­мышленная революция конца XIX века в Англии, Франции и Германии, вследствие которых появились гигантские монопо­лии, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако следует признать, что менеджмент как на­ука и практика управления, как вид профессиональной дея­тельности зародился в США.

Причины такого парадокса заключаются в следующем.

Во-первых, в конце XIX в. в США иммигрировало боль­шое количество людей. Увеличение населения означало повы­шение потребительского спроса: тем людям, которые приеха­ли, потребовались товары и услуги. В связи с этим бизнес рез­ко усложнился, возникла необходимость в создании больших предприятий, которые бы насыщали рынок товарами. В этих-то условиях и возникла потребность в высококлассных специалис­тах, способных управлять разрастающимися бизнес структура­ми.

Во-вторых, США поддерживает идею образования для всех работников. В результате появляется много высокообразован­ных и способных к сложной деятельности специалистов.

В-третьих, в США по сравнению с Европой практически отсутствует государственное регулирование бизнеса. Следова­тельно, размеры предприятий быстро увеличиваются, и задача централизованного управления ставится сама собой. То есть именно практика обнаружила потребность больше внимания уделять управлению, показала зависимость успехов в произ­водстве от успехов в управлении.

Таблица 21.1 Сравнение старой и современной организации

Тип организации

Старая организация

Современная организация

Признак организации

 

 

 

 

Масштабы организации

Отсутствие крупных организаций или их малое количество

Наличие гигантских коммерческих и некоммерческих организаций

Количество руководителей

^Небольшое количество руководителей среднего звена

Большое количество любых руководителей

Специализация управленческой деятельности

Управленческая работа не выделялась в отдельную работу

Существуют четкие управленческие группы и должности

Принципы формирования руководства

Занятие руководящих постов по праву рождения и по средствам силы

Занятие руководящих постов с компетентностью и с соблюдением закона

Доля специалистов, способных принимать важное решение

Малое количество людей, способных принимать важное решение

Большое количество людей, способных принимать важное решение

Принцип принятия решений

Упор на приказ и интуицию

Упор на коллективную работу и рационализм

Стиль руководства

Приказы

Сотрудничество

Согласно Американской энциклопедии профессионального менеджмента начало управлению как науке было положено в 1886г., когда бизнесмен Гентри Р. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Ин­женер как экономист». В этом докладе обращалось внимание на то, что инженер на производстве должен не только делать расчеты, проводить эксперименты и формировать технические решения. Он должен осмысливать в какие экономические зат­раты выльется та или иная идея, какие организационные про­блемы придется решать, какой эффект можно ожидать от реа­лизации этой идеи на рынке и т.д. Таким образом, инженер должен обладать не только техническими знаниями, но и зна­ниями экономики, а также психологии и др. наук, чтобы эф­фективно управлять производственными процессами. При этом хочется обратить внимание на то, что экономические знания, знания в области управления Г. Таун предлагал как дополни­тельные к уже имеющемуся инженерному образованию. Этот доклад произвел большое впечатление на Ф. Тейлора, 30-лет­него американца, работавшего инженером и активно боровшимся с нерациональными трудозатратами. Под впечатлением доклада Г. Тауна Ф. Тейлор стал активно пропагандировать «научное управление», писал статьи, преподавал в университете, напи­сал две книги: «Цеховой менеджмент», «Принципы научного управления». Основное внимание он уделял цеховому уровню управления и совершенствованию приемов ручного труда, вклю­чая методы контроля точности размеров с помощью калибров.

Лучшим способом управления Тейлор считал не просто принцип «инициатива-поощрение», а единство четырех прин­ципов:

выработка научных основ производства;

научный подбор рабочих;

научное обучение и тренировка рабочих;

тесное дружественное сотрудничество администрации и рабочих.

Особое внимание было уделено: хронометражу, рациона­лизации приемов ручного труда, системе точных заданий, стан­дартизации орудий и инструментов, введению инструкционных карточек для рабочих.

Развивая принцип «инициатива-поощрение», Ф. Тейлор усовершенствовал древний принцип «кнута и пряника», пред­ложив оплачивать труд в зависимости от производительности труда работников.

Таким образом, считается, что Тейлор первым сумел от­реагировать (хотя всего лишь на цеховом уровне) на назревшую общественную потребность в применении научно обоснованных методов управления.

Основными условиями и факторами возникновения и раз­вития менеджмента как науки и практики управления явились:

  объективные изменения, происходящие в самом управ­лении под влиянием различных факторов развития производ­ства, общества, человека;

  развитие управленческой мысли;

  общее развитие науки, которое определяет методологию
осмысления исторических фактов на каждом из этапов разви­тия;

  структурирование исторических тенденций как потреб­ностей развития будущего.

Конец XIX — начало XX в. ознаменовались выдающимися открытиями в физике и химии, биологии и психологии. Этот период ознаменовался и колоссальным по масштабам внедрени­ем научных открытий в практику промышленности, включая изобретение радио, электрификацию, развитие авиации и ав­томобилестроения, промышленной химии и многих других на­правлений. Все это и предопределило актуальность обществен­ной потребности в применении научно обоснованных методов управления.

 



{LTS}