Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Этапы и школы в истории менеджмента

Концепция научного управления получила развитие в США в 1900-е гг. Ее основоположник Фредерик У. Тейлор, с книги которого «Принципы научного управления» началось призна­ние менеджмента как науки и самостоятельной области иссле­дования. По словам Ф. Тейлора: «Научный менеджмент — ис­кусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».

Ф. Тейлор и его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт) сформулировали важный вывод о том, что работа по управлению — самостоятельная специальность, и что фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредото­чится на том, что она делает лучше всего.

В разработанной концепции научного управления показа­но, что точные законы, правила, принципы и методы, исполь­зуемые в науке и технике, могут быть эффективно использо­ваны в практике управленческой деятельности фирмы для дос­тижения намеченных целей.

В качестве примера использования концепции научного управления рассмотрим сформировавшуюся в 1960-е годы в Япо­нии концепцию управления, основанную на принципе регули­рования отношения сигнал/шум.

Понятие отношения сигнал/шум широко используется в радиолокации. Рассмотрим процесс передачи сигнала на часто­те f0 (рис. 22.1).

Этот сигнал поступает в приемник на частоте f0 с амплиту­дой U. Приемник, обладающий чувствительностью в диапазоне частот от 0 до fh, помимо полезного сигнала с амплитудой Us, поступающего в очень узкой полосе в окрестностях частоты f0, принимает шумы внешнего и внутреннего происхождения с амплитудой Ub во всей полосе чувствительности от 0 до fh.

Если сопоставить величину получаемого сигнала и шумов во всей полосе чувствительности приемного тракта, то можно убедиться, что:

Иными словами, передаваемый узкополосный сигнал ра­створится в широкополосных шумах. В этом случае принято говорить о том, что отношение сигнал/шум меньше единицы.

Чтобы выделить полезный сигнал на фоне шумов в прием­нике устанавливается узкополосный фильтр в диапазоне час­тот от f: до f2. В результате сигнал остается, а основная масса шумов от от 10 до f 1 и от f2 до fh. To есть отношение сигнал/шум становится гораздо больше единицы:

Перенося рассмотренный принцип на управление органи­зацией, японские менеджеры в качестве базовой идеи рассмат­ривали необходимость все, что идет на благо организации (сиг­нал) выделять, сохранять и развивать, а все что мешает разви­тию организации (шум) — исключить.

Основные принципы научного управления Тейлора заклю­чаются в:

  разработке оптимальных методов осуществления работы
на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;

  абсолютное следование разработанным стандартам;

  подбор, обучение и расстановка кадров на те рабочие
места, где они могут принести наибольшую пользу;

  оплата по результатам труда;

  использование функциональных менеджеров, осуществ­ляющих контроль по специализированным направлениям;

  поддержание дружеских отношений между рабочими и
менеджерами с целью обеспечения возможности реализации на­учного управления.

Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и вопросам повышения эффективности производства, в частно­сти.

Важным вкладом авторов этой концепции явилось система­тическое использование стимулирование с целью заинтересо­вать работников в увеличении производительности и объема про­изводства.

В 1920-е гг. получила развития концепция администра­тивного управления, направленная на разработку общих про­блем и универсальных принципов управления фирмой в целом. По мнению авторов концепции, следование предлагаемым прин­ципам, несомненно, приведет организацию к успеху. В рамках концепции административного управления было сформулиро­вано понятие организационной структуры фирмы как иерархи­ческой системы. Фирма рассматривалась как замкнутая систе­ма, улучшение функционирования которой обеспечивается внут­рифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. В этой концепции, получившей название клас­сической теории управления, появилось понимание того, что для более эффективного достижения целей фирмой можно уп­равлять систематизировано. Управление рассматривается как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвя­занных функций, таких как планирование, организация, конт­роль.

В качестве базовых элементов любой системы в концепции административного управления рассматриваются цели, достигаемые путем решения совокупности задач, требующих приме­нения соответствующих технологий, которые могут реализо­вать специалисты (люди) различных профессий в рамках опре­деленной организационной структуры, построенной с учетом горизонтального (функционального) и вертикального (иерархи­ческого) разделения труда.

Таким образом, главный принцип концепции администра­тивного управления заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, состоящей из множества элементов, ра­циональное расположение которых, с учетом необходимых свя­зей между элементами, позволяет повысить эффективность си­стемы без дополнительного вложения ресурсов (материальных, финансовых, людских, временных).

По высказыванию одного из представителей классической теории управления Анри Файоля, сделанному в 1923 г., «управ­лять — это значит предвидеть, организовывать, распоряжать­ся, согласовывать, контролировать». А. Файоль рассматривал административное управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предприни­мательской деятельности наиболее рационально (оптимально) используя ресурсы и возможности фирмы. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организа­ции и управления производством.

Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой организации характерны шесть видов деятельности (функций):

  техническая деятельность (производство);

  коммерческая деятельность (закупка, сбыт);

  финансовая деятельность (поиск и рациональное исполь­зование финансовых ресурсов);

  деятельность безопасности (защита собственности орга­низации);

  эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статисти­ке);

  управление (планирование, организация, распорядитель­ство, координация и контроль).

Классики научного управления Ф. Тейлор (1856—1915), А. Файоль (1841—1925), Г. Эмерсон (1853—1931), М. Вебер (1864— 1920) сформулировали базовые принципы классического науч ного управления, такие как: отчетливо поставленные цели, экономический подход, четкое разделение труда, специализа­ция работы, научный отбор кадров, полный контроль и учет, стандартизация операций, поощрение инициативы, индивиду­альная ответственность за решение, иерархичность управления, подчиненность индивидуальных интересов общим (корпоратив­ный дух), научное обучение, экономическая мотивация труда, соответствие работы и квалификации, стабильность персонала, привлечение специалистов, регулирование процессов, центра­лизация.

Краткая характеристика принципов управления Анри Файоля представлена ниже.

Разделение труда — с целью выполнения большей по объе­му и лучшей по качеству работы при тех же условиях путем сокращения числа целей, на которые должны быть направлены усилия.

Полномочия и ответственность — как право отдавать при­казы и необходимость отвечать за свои действия.

Дисциплина — как уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками.

Единоначалие — как получение приказаний только от од­ного непосредственного начальника.

Единство управления — когда каждая группа, действую­щая в рамках одной цели, объединена единым планом и имеет одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим — интересы од­ного работника или группы работников не должны превалиро­вать над интересами организации.

Вознаграждение персонала — как справедливая оплата за работу с целью обеспечения верности и поддержки работников.

Централизация — как проблема определения меры, по­зволяющей обеспечить наилучшие возможные результаты.

Скалярная цепь — как ряд лиц, стоящих на руководящих должностях от высшего до низового звена.

Порядок — как определение своего места для всего и всех.

Справедливость — как сочетание доброты и правосудия.

Стабильность рабочего места для персонала — как фак­тор повышения эффективности организации.

Инициатива — как разработка планов и обеспечение их успешной реализации, придающие организации силу и энер­гию.

Корпоративный дух — как результат гармонии персонала

в едином союзе.

Считая предложенные принципы универсальными, Фай-оль в то же время подчеркивал, что применение этих принци­пов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.

В 1930-е гг. получила развитие концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений, которая в-первые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Американский психолог А. Маслоу (он же А. Маслов — русский эмигрант) показал, что мотивами поступков людей яв­ляются не экономические силы, как считали сторонники кон­цепции научного управления, а различные потребности, кото­рые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.

В известной пирамиде человеческих потребностей А. Маслова выделено пять уровней (табл. 22.1).

Согласно этой концепции производительность труда рабо­чих может увеличиваться не только в связи с увеличением за­работной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетвореннос­ти рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Рассмотренная концепция базируется на положении о том, что основу увеличения производительности труда работников составляет применение приемов управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности работников результатами своего труда.

Системный подход к управлению, получивший развитие в 1950-х гг., предполагает, что руководители должны рассмат­ривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных це­лей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный под­ход характеризуется использованием систематизирующих и ин­тегрирующих принципов — разработку и применение теории систем, теории исследования операций, экономико-статистичес­ких методов и компьютеризации.

Таблица 22.1

Характеристика уровней человеческих потребностей пирамиды человеческих потребностей А. Маслова

 

Уровень потребностей «пирамиды»

Формы проявления потребностей

Средства удовлетворения

потребностей

Характер потребностей

Самовыражение

Стремление к достижению ре­зультатов в лю­бимом деле

Предоставление возможности ра­ботать творчески

Социальные

Признание и са­моутверждение