Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Разнообоазие моделей менеджмента: американский, японский, европейский

Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в нацио­нальных характерах людей, определяемых различиями геогра­фических, исторических, социальных, культурных и др. усло­вий их формирования.

Рассмотрим американскую, японскую и европейскую мо­дели менеджмента.

В указанных моделях в первую очередь существуют раз­личия в содержании и понимании основных функций менедж­мента.

В американской школе менеджмента содержатся следую­щие функции:

1) планирование (включая миссию, цели и прогнозирова­ние);

2) организация (включая порядок использования власти,
разрешение конфликтов);

3) связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений);

4) обеспечение эффективности деятельности организации
(включая, управление трудовыми ресурсами, функционирова­нием операционных производственных систем).

В японской школе менеджмента основные функции пред­ставлены в виде цикла:

1)планирование;

2)организация работы;

3)оперативное руководство;

4)мотивация;

5)координация;

6) контроль.

В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл фун­кций представлен в виде:

1)определение цели;

2)получение информации;

3)планирование;

4)принятие решений;
5)реализация;

6) контроль.

Если сопоставить представленные школы менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности.

В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и про­гнозированию как планированию в организации.

В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высо­коквалифицированным и активным персоналом. Поэтому моти­вации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.

В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объе­мов информации, принятию обоснованных решений.

Сравнительный анализ американской, японской и европей­ской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом опре­деляется стремительным развитием транснациональных корпо­раций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою суб­культуру в любое общество.

В историческом разрезе можно рассматривать американс­кую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую — как занимающую промежуточ­ное положение. Сравнительная характеристика американской и японской школ менеджмента в части принципов управления, особенностей управления, моделей управления, организации рынка труда, систем оплаты труда, систем качества представ­лена соответственно в табл. 23.1—23.6.

Говоря об организации управления в американских, за­падноевропейских (Германия, Франция, Великобритания, Фин­ляндия), азиатских (японских, корейских, китайских, индийс­ких) фирмах, необходимо отметить, что наиболее эффективным считается стиль управления, основанный на принятии груп­повых решений, поскольку предполагает:

 


 

 23.1 Сравнение общих принципов промышленного управления

 

Принципы

управления

Школа менеджмента

меджмента

Япония

США

Управление мате­риально-техническими ресурсами

производство по принципу точно вовремя («канбан»), то есть поставка ресурсов ровно в том объеме, который необ­ходим в данный момент вре­мени (то есть жесткая эконо­мия на материально-технических запасах)

поставки крупных партии ресурсов с малой частотой (то есть меньшая требова­тельность к минимизации материально-технических запасов);

Контроль качества

комплексный контроль качества

концепция «делать с пер­вого раза» — комплексный контроль качества, вклю­чение ответственности за качество в каждую долж­ностную инструкцию

Комплексное про­филактическое об­служивание обору­дования

производственным персо­налом

специальными ремонтно-профилактическими службами

Система принятия решений

право принимать решения предоставлено работникам, находящимся на ступень ниже, чем уровень менед­жеров, обладающих фор­мальной властью

Высокая степень централи­зации межфункциональ­ных отношений при при­нятии решений

  участие среднего звена управления в выработке реше­ний путем согласования и обсуждения проектов решений не
только с руководителями, но и с персоналом соответствующих
подразделений;

  соблюдение принципа единогласия в принятии решения;

  отсутствие четких должностных инструкции (предпола­гается, что содержание работы каждого работника может по­стоянно меняться, и сотрудники обязаны уметь выполнять лю­бую работу в рамках своей компетенции);

использование специфической системы управления пер­соналом, предусматривающей в основном пожизненный наем ра­ботников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;

 

Таблица 23.2

 

Сравнение особенностей управления

 

Особенности

Школа меж

:джмента

управления

Япония

США

Средства дости­жения успеха

огромное значение придает­ся средствам достижения целей: искренность намере­ний, чистосердечность це­нится независимо от результата

значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, неза­висимо от использован­ных им для этого средств

Направленность действий

направленность на служение людям, обществу — альтру­изм, как возможность сде­лать себе имя

значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, неза­висимо от использован­ных им для этого средств; даже в действиях, направ-

 

 

ленных на пользу обще­ства, прослеживается по­иск личной выгоды

Решение проблем

поиск компромисса, прими-эения, переговоров, стрем­ление избегать раскола, до­биваться «гармонии», посте­пенного сближения позиций друг друга

эешение проблем в борь­бе с партнером, в спорах, где каждая сторона на­стаивает на своем

Отношение к прибыли

мало заботятся о быстрой прибыли, как стратеги смот-эят на дальнюю перспективу

компания каждые три месяца вынуждена дока­зывать, что она прибыль­на, иначе служащие ока­жутся без работы

Связь с предпри­ятием

Зысокая - отношениями преданности и взаимной от­ветственности, пожизненный найм

Яизкая — отсутствие от­