Разработка политики фирмы предполагает:
♦формирование стратегических целей и задач;
+ анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы;
♦ оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности;
♦ анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование компании;
♦ определение альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности;
♦ выбор стратегии;
♦ составление ежегодного бюджета фирмы в целом, еефункциональных и хозяйственных центров.
Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности.
Стратегия фирмы предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности.
При разработке стратегических позиций фирмы используют качественные показатели (ориентиры) и количественные (задания).
Ориентир по существу является более детальной целью, которую фирма стремится достичь путем разработки стратегии.
Стратегия, вырабатываемая на высшем уровне управления, становится целью и ориентиром в низовых уровнях управления. Поэтому следует различать общие (глобальные) цели, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые на базе общих по основным видам и направлениям Деятельности производственно-хозяйственных подразделений.
Общие цели отражают концепцию развития фирмы на длительную перспективу, что требует точного формирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формированием Целей происходит их ранжирование по приоритетности. В каче стве примера можно привести следующую типичную схему ранжирования.
♦ Обеспечение оптимальной рентабельности, определяемойобъемом продаж, уровнем и нормой прибыли, долей на рынке, уровнем дивиденда, уровнем качества продукции и т.д.
♦ Обеспечение устойчивости положения фирмы по следующим направлениям: техническая политика, потенциал конкурентоспособности, инвестиционная политика, кадровая политиШка, решение социальных вопросов.
♦ Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает разработку структурной]политики, развитие информационных подсистем, разработку но«вых видов продукции и секторов хозяйственной деятельности.
Специфические цели разрабатываются в рамках общих по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы. Среди них центральное место занимает обеспечение рентабельности по каждому отдельному подразделе* нию, выступающему центром прибыли.
Другие специфические цели разрабатываются после определения целей по рентабельности, носят характер подцелей по маркетингу, научным исследованиям и разработкам, производству, финансам.
|