Выше уже отмечалось, что в середине XX в. сформировался системный подход к изучению организаций, позволивший рассматривать их в единстве всех составляющих элементов, подсистем и процессов. В его основе лежит общая теория систем, главный вклад в которую сделали такие ученые, как В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.В. Дружинин, Дж. Лорш, П. Лоуренс, В.Н. Садовский, А. Чандлер, Э.Г. Юдин и многие другие отечественные и иностранные исследователи. Базовым понятием этой теории является система.
Существует много определений системы и, как утверждал академик А.И. Берг, все они достаточно верны. По его определению, система представляет собой абстрактный (языковой) аналог (модель) реального объекта или явления, но в то же время «она не то же самое, что объект. Система — это то, что нам нужно знать о данном объекте, чтобы решить какую-то конкретную задачу исследования, планирования и управления» (Берг А.И. Информация и управление. — М.: Экономика, 1966. С. 11—12).
Рассматривая эволюцию взглядов на управление в прошлом веке (см. гл. 1.1), мы отмечали два разных подхода к, организации как системе с позиций ее взаимоотношений с внешней средой. В первых работах по общей теории систем главное внимание уделялось рассмотрению внутренних элементов и связей между ними, структурам и процессам, обеспечивающим достижение целей и получение результата. Такой подход сформировал представление об организации как о закрытой системе. По мере усложнения связей организаций с внешней средой акцент в работах по системному представлению организаций переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате сформировались черты модели организации как открытой системы (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Организация как открытая система
Черты и свойства |
Характеристика, обоснование |
Компоненты |
Система состоит из некоторого количества частей, называемых компонентами или элементами; они необходимы для достижения целей системы |
Связи |
Компоненты системы связаны между собой, что обеспечивает непрерывность протекающих в системе процессов |
Структура |
Форма связи организационно закреплена в структуре, что обеспечивает устойчивость и придает системе стабильность; для систем характерна иерархичность построения структур, т.е. наличие в них подсистем |
Взаимодействие |
Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, и только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы, с помощью которых достигается результат |
Процесс |
в систем одновременно осуществляется ряд процессов/каждый из
которых связан с какими-либо изменениями. Процессы изменяют ресурсы, входящие в систему, превращают их в продукты и услуги |
Холизм и эмерджентные свойства |
Система — целостность (англ. holism, греч. holos — целое), проявляющая свойства, которые возникают только в результате взаимодействия ее компонентов |
Идентификация |
Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать, т.е. отличить от других явлений, не входящих в систему; для этого надо определить границы, отделяющие систему от окружающей среды |
Окружение |
Явления и факторы, которые, не являясь частью системы, существенно влияют на нее. Они образуют окружающую среду системы и своим воздействием могут менять ее поведение |
Концепция |
Система — это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности людей, которые являются ее неотъемлемыми элементами и реализуют собственные идеи о том, какой должна быть система |
Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все ее подсистемы, их взаимодействие между собой и взаимоотношения с внешним окружением. В связи с этим объектом изучения являются факторы как внешней, так и внутренней среды.
|