Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Рациональная (классическая) модель процесса принятия решений

Самая простая, «идеальная» схема принятия решений (рис. 1.5) предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому:

после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникнове­нию, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариан­тов зависит от многих факторов, прежде всего от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланирован­ный период времени.

В табл. 1.10 представлена детальная структуризация процесса принятия и выполнения решений, в которой наряду с выделением четырех этапов показан состав процедур, необходимых для реали­зации целевых установок каждого этапа.

Таблица 1.10

Этапы и процедуры процесса принятия решений

Этапы

Процедуры

1. Постановка проблемы

1. Возникновение новой ситуации

2. Появление проблемы или возможности

3. Сбор информации

4. Описание проблемной ситуации

2. Разработка вариантов решений

5. Формулирование требований-ограничений

6. Сбор информации

7. Разработка возможных вариантов решений

3. Выбор решения

8. Определение критериев выбора и сбор информации 9. Выбор решений, отвечающих критериям

10. Оценка возможных последствий

11. Выбор предпочтительного решения

4. Организация выполнения реше­ния и его оценка

12. План реализации выбранного решения

13. Контроль хода реализации решения

14. Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуа­ции (возврат к п. 1)

Цель первого этапа — выявление и описание проблемы и про­блемной ситуации; второго этапа — поиск возможных вариантов решений; на третьем этапе производится оценка альтернатив и вы­бор окончательного решения; наконец, на последнем этапе целью работ являются организация, контроль и оценка результатов вы­полнения принятого решения.

Обязательными элементами процесса является наличие поэтап­ного плана и методов решения, а также их информационное обес­печение. Работа по сбору, обработке и оценке информации прово­дится на всех этапах процесса принятия решений, но имеет осо­бенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы лица, принимающего реше­ние. Наибольшую потребность в информации испытывают субъ­екты решений, которых в управленческих кругах называют макси­малистами, так как они собирают и анализируют максимум воз­можной и полезной информации. Этот подход оправдывает себя в том случае, когда решается очень сложная проблема и нет дефи­цита времени, отпущенного для ее решения. Наряду с этим субъ­екты решения нередко ограничиваются лишь таким количеством информации, которое достаточно, чтобы выбрать один-два удовле­творительных варианта решений, после чего поиск и анализ новой информации прекращается. Это дает неплохие результаты при ре­шении сравнительно несложной проблемы, но в условиях жесткого лимита времени.

Необходимым элементом (и параметром) процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах.

На этапе постановки задачи принятия решений — это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы (возможно­сти) и проблемной ситуации.

Этап разработки вариантов включает процедуру определения целей решения и критериев отбора альтернатив.

Выбор окончательного (предпочтительного) решения произво­дится с учетом всей системы оценок: целей, критериев и возможных последствий реализации.

Оценка решения проблемы осуществляется путем измерения степени достижения поставленных целей и характера новой ситуа­ции.

На первом этапе в качестве критерия распознавания проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от ко­торой и судят о возникновении проблемы. Руководители всех уров­ней должны иметь четко сформулированные цели и задачи своей деятельности, в противном случае существование проблемы опре­деляется чисто интуитивно или по мере поступления сигналов, что существенно усложняет последующий процесс принятия решений. Этап разработки вариантов решений (альтернатив) начинается с постановки целей решения проблемы и формулирования критери­ев, по которым следует оценивать предложения. Все критерии де­лятся на две группы: критерии-ограничения, формулирующие конк­ретные условия допустимости той или иной альтернативы (напри­мер, в качестве ограничивающих условий могут выступать размеры выделяемых ресурсов, лимит времени и пр.), и критерии оптимиза­ции, позволяющие из допустимых вариантов выбрать наилучший.

Наиболее полно система критериев оценки решений разрабо­тана для структурированных проблем, позволяющих применять экономико-математические методы. С их помощью определяются лучшие решения, например, по таким параметрам, как сроки оку­паемости капиталовложений, прирост доходов или прибыли, ми­нимизация текущих издержек или максимизация производитель­ности труда и т.п. Нередко в качестве критерия выбора решения применяется фактор времени, особенно важный в условиях пере­ходного периода, для которого характерна неустойчивость состо­яния экономики и общества в целом. Задержка с принятием реше­ния или выбор решения, которое связано с более длительным про­цессом реализации, может существенно снизить ожидаемые результаты (из-за инфляции, изменения политики и прочих фак­торов внешней среды). Поэтому на этапе выработки курса дей­ствий менеджерам приходится анализировать большое количество вариантов решений, отличающихся различными комбинациями используемых ресурсов организации.

При решении слабоструктурированных проблем возможность оценивать варианты с помощью математического аппарата, как правило, отсутствует. В этом случае для оценки решений может применяться система взвешенных критериев, а сам процесс оценки осуществляется в три этапа.

На первом формируются самые важные критерии-ограничения, необходимость выполнения которых не вызывает сомнений. Аль­тернативные варианты оценивают по этим критериям и разделяют на группы: соответствующие требованиям, не соответствующие и «сомнительные». На втором этапе производится анализ по крите­риям оптимизации, каждый из которых получает рейтинг и соот­ветствующую оценку значимости. На завершающем этапе делает­ся попытка установить те опасности, которые могут возникнуть при принятии выбранного решения.

Приведем пример. Руководство организации формирует управленческую команду, в состав которой вводится специалист по маркетингу. Для его выбора были сформулированы первоначальные критерии-ограничения: высшее управленческое образование, стаж работы не менее 5 лет, в том числе по маркетингу не менее 3 лет, знание отрасли, в состав которой входит предприятие. По этим критериям отобраны две кандидатуры, дальнейшая оценка которых осуществлялась по другим критериям, отражающим пред­ставление о важнейших параметрах, которыми должен обладать человек на данной должности. Это: мотивация, межличностные отношения, а также знания в области продаж и продукции. Каждый из этих критериев был оце­нен с точки зрения его значимости, которая определена по удельному весу. В нашем примере после оценки кандидатов получены данные, позволившие установить предпочтительность второго кандидата [табл. 1.11).

Таблица 1.11

Оценка кандидатов по критериям

 

 

 

 

 

 

Кандидат

Критерии отбора

Рейтинг (в баллах)

Удельный вес критерия

Суммарная оценка

1

Мотивация

8

0,30

8 х 0,30 = 2,40

Межличностные отношения

6

0,25

6x0,26 = 1,50

Знание продаж

7

0,25

7x0,25 = 1,75

Знание продукции

6

0,20

6x0,20 = 1,20

 Сумма       6,85

2

Мотивация

9

0,30

9x0,30 = 2,70

Межличностные отношения

8

0,25

8 х 0,25 = 2,00

Знание продаж

6

0,25

6x0,25 = 1,50

Знание продукции

5

0,20

5x0,20 = 1,00

Сумма       1,20

Выбор окончательного решения из множества допустимых и предпочтительных производится с учетом последствий его реали­зации. Они могут быть социальными, экономическими, организа­ционными, технологическими, политическими, т.е. могут затра­гивать самые разные стороны деятельности организации. Напри­мер, принимая решение о строительстве филиала предприятия, необходимо учитывать, как это отразится на его экономике, про­граммах развития, какое влияние новое предприятие окажет на экономическую и социальную среду его обитания и т.д. Если ре­шение связано с освобождением кадров (например, при автомати­зации производства), необходимо заранее определить направления передвижения персонала или его переподготовку.

Сложность выбора решения и прогнозирования его последствий усугубляется тем, что этот процесс практически всегда осуществля­ется в условиях действия факторов неопределенности и риска, ха­рактерных для рыночной экономики. Это значительно повышает ответственность тех, кто принимает решения, предъявляет высокие требования к их компетенции и личностным качествам.

Организация выполнения принятого решения — важнейший этап процесса управления. Решение должно быть доведено до испол­нителей, которые получают четкую информацию о том, кто, где, когда и какими методами выполняет действия, связанные с ним. Важнейшая задача руководителя на этом этапе — преодоление объ­ективных и субъективных препятствий и создание условий для реализации решения. Все они направлены на то, чтобы миними­зировать сопротивление нововведению, изменить взгляды и повы­сить заинтересованность участников процесса реализации приня­того решения, активизировать их деятельность и в конечном сче­те — решить проблему или использовать новую возможность.

Большое значение имеет контроль выполнения работ, связанных с реализацией решения, так как он может выявить не только от­клонения от плана, но и недостатки самого решения, требующие корректировки. Чтобы таких недостатков было меньше, контроль­ную функцию необходимо осуществлять на всех этапах процесса принятия решений.

Классическая модель процесса принятия решений обеспечива­ет хороший результат при наличии следующих условий: проблемы понятны; цели решения ясны; критерии и их значимость согласо­ваны; альтернативы известны; последствия реализации решения предсказуемы; лица, принимающие решения, не выступают против решения проблемы, учитывают возможные последствия ее реали­зации, ищут альтернативы, максимизирующие результат, и полу­чают всю необходимую информацию. Очевидно, что в реальной практике такие условия существуют не всегда, что и ограничивает возможности использования данной модели.



{LTS}