Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Приростное и предпринимательское организационное поведение

Различная реакция организаций на происходящие изменения предопределяет и различные стили их поведения на рынке. Ком­мерческие и некоммерческие организации демонстрируют боль­шое разнообразие поведенческих стилей. Они являются производ­ными от двух типичных стилей — приростного (инкременталистского) и предпринимательского.

Приростный стиль поведения организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей «от достигнутого», направлен на минимизацию отклонений от традиционного пове­дения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого сти­ля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. При приростном поведении действия предпри­нимаются в том случае, если необходимость изменений стала на­стоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последова­тельно, и принимается первое удовлетворительное решение.

Такое поведение исповедуют большинство длительное время успешно работающих коммерческих организаций и фактически все некоммерческие организации в области образования, здраво­охранения, религии и т.п. Многие коммерческие организации, придерживающиеся приростного стиля, одновременно стремятся к эффективности своей деятельности, к обеспечению рациональ­ного использования ресурсов, в то время как некоммерческие ор­ганизации склонны к бюрократизации, к сохранению определен­ного статус-кво.

Предпринимательский стиль поведения характеризуется стрем­лением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих ре­шений, когда разрабатываются многочисленные альтернативы и из них выбирается оптимальная. Предпринимательская организа­ция стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех.

Коммерческие и некоммерческие организации гораздо реже прибегают к предпринимательскому стилю поведения, чем к при­ростному. Некоммерческие организации используют предприни­мательский стиль только на ранних стадиях своего развития, когда они определяют круг своих задач, формируют организационную структуру, т.е. в тот период, когда они конституируют свою соци­альную значимость. На следующем этапе они, как правило, пере­ходят к приростному стилю поведения.

Предпринимательского стиля поведения чаще придерживают­ся частные коммерческие организации, эффективность деятель­ности которых прямо связана с влиянием рыночной динамики. Частные коммерческие организации постоянно ведут предприни­мательский поиск возможностей роста за счет изменений.

Организации, придерживающиеся разных стилей поведения, существенно отличаются по своим характеристикам. Например, фирма, придерживающаяся приростного стиля поведения, видит свою цель в оптимизации прибыльности, ее организационная структура сравнительно стабильна, работа ведется в соответствии с ходом технологического процесса переработки ресурсов, эконо­мия на масштабах производства считается главным фактором эф­фективной деятельности, а сами ее виды слабо увязаны между со­бой, управленческие решения представляют собой реакцию на возникшие проблемы с запаздыванием по отношению к моменту их появления. Те же характеристики у организации, придержива­ющейся предпринимательского стиля поведения, выглядят по-дру­гому: цель — оптимизация потенциальной прибыльности, органи­зационная структура гибкая, изменяющаяся адекватно условиям среды, управленческие решения принимаются через активный по­иск возможностей путем предвидения проблем. Существенные отличия имеют и другие организационные характеристики.

Опыт реорганизации систем управления коммерческими орга­низациями показывает, что переход от одного стиля поведения к другому связан с глубокими изменениями и значительными затра­тами времени и средств, психологически чрезвычайно труден для людей, так как требует перераспределения власти. В свою очередь, перераспределение власти в организации связано с необходимостью перестройки ее организационной структуры, изменением должност­ных функций, перераспределением прав и ответственности прини­мать решения между разными уровнями управленческой иерархии. Попытки соединить оба стиля поведения в одной организации ведут к возникновению напряженности внутри ее и к конфликтным си­туациям. Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо решать задачу, какому стилю поведения следует отдать предпочте­ние.

Стратегическое планирование является системным подходом к предпринимательскому стилю поведения. Современное толкование представляет приростное поведение как консервативное, а предпринимательское — как агрессивное, ориентированное на рост. Вместе с тем приростный стиль поведения является более ор­ганичным и естественным для крупных организаций. Например, если крупная многоотраслевая организация, придерживающаяся приростного поведения, успешно функционировала на протяжении ряда лет, то с большой степенью вероятности можно предположить, что и на будущее ее руководство предпочтет тот же стиль организа­ционного поведения. На изменения руководители могут пойти лишь в том случае, если организация столкнется с непреодолимыми проблемами во внешней среде и эти проблемы вынудят их ис­кать новые возможности поддержания ее эффективности.

Если до настоящего времени считалось, что стили организаци­онного поведения могут последовательно сменять друг друга, то, вероятно, в будущем коммерческие организации должны будут на­учиться применять оба типа одновременно. Это актуальная задача, так как два стиля поведения лежат в основе соответствующих ре­жимов управления (стратегического и оперативного), реализуемых в современной организации.



{LTS}