Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Оценка интенсивности конкуренции

Измерение уровня интенсивности конкуренции на исследуемом рынке направлено на оценку степени противодействия конкурен­тов в борьбе за рыночные ниши. Для такой оценки в маркетинге обычно пользуются показателем, отражающим уровень концент­рации производства в отрасли. Он позволяет оценить монополи­зацию рынка и является величиной, обратной интенсивности кон­куренции. Для расчета используется так называемый четырехдоль­ный показатель концентрации (CR4Concentration Ratio):

где , ..., ОР4 — объем реализации продукции первых четырех наиболее крупных организаций, млн руб.; ОР — общий объем ре­ализации продукции заданного ассортимента, млн руб.;    = МАХ{ОРi}, для всех i=1÷ n; OP2 = МАХ{ОРi/ }, для всех i = 1 ÷ (n - 1); ОР3 = МАХ{ ОРi/ , ОР2}, для всех i = 1÷  (n - 2); ОР4 = МАХ{ ОРi/ , ОР2, ОР3}, для всех i = 1 + (п - 3); п — общее количество организаций, реализующих данную продукцию.

CR4 представляет собой общую долю четырех первых (наиболее крупных) организаций на рассматриваемом рынке. В настоящее время коэффициенты концентрации рассчитываются и отслежи­ваются национальной статистикой США и Франции для 4, 8, 20, 50, 100 ведущих компаний рынка. В Германии, Англии и Кана­де — для 3, 6, 10. С середины 80-х гг. XX в. CR стал использоваться и в странах Восточной Европы, в частности в Венгрии и Польше, с середины 90-х гг. XX в. — в России.

Существенным недостатком показателя концентрации являет­ся «нечувствительность» к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Например, СЛ4 будет одинаковым и равным 0,8 в двух совершенно различных рыночных ситуациях: 1) одна организация контролирует 77% рынка, а остальные 23 — по 1%; 2) пять равномощных организаций владеют 20%-ми долями рынка.

Оценка распределения-рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов — индекса Херфиндаля {Herfindahl Index) позволяет частично устранить этот недостаток:

   или 

при Дi =OPi/OP, i=1,…,n,

где 1Ниндекс Херфиндаля (0 < IH < 1); Дi — доля i-й организации в общем объеме реализации продукции заданного ассортимента.

Индекс Херфиндаля увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает при чистой монополии 1. В отрасли (на рын­ке), где действуют 100 равномощных организаций с равными до­лями, IH  = 0,01.

Расчеты индекса Херфиндаля для российских отраслей про­мышленности свидетельствуют о высокой концентрации соответ­ствующих рынков. Так, для 72 подотраслей машиностроительного комплекса IH превышает 0,2, что в соответствии с указаниями Ми­нистерства РФ по антимонопольной политике (ныне — Федераль­ная антимонопольная служба) определяет их как рынки с высокой концентрацией производства и низкой конкуренцией. Для 20% подотраслей значения данного показателя находятся в критичес­ком интервале 0,1—0,2 — это умеренно концентрированные рынки, которые также находятся под контролем антимонопольных орга­нов.

Учет рангов организаций позволяет рассчитать индекс Розен-блюта (IR), который определяется с использованием порядкового номера организации, полученного на основе ранжирования долей от максимума к минимуму (i):

Когда при оценке распределения долей необходимо взвесить рыночные доли не на основе их рангов, а с помощью натуральных логарифмов, рассчитывается показатель энтропии (е):

 

Аналогичные результаты дает расчет показателя, являющегося количественной интерпретацией кривой Лоренца, — коэффициент Джини (G):

где Аi — накопленное (кумулятивное) значение долей i крупней­ших организаций рынка.



{LTS}