Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Наука, технология, экономика и образование как компоненты цело-стной системы инновационной деятельности

Большинство прогрессивных нововведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной про­дукции, что является одним из важных результатов инновационной деятельности. Диапазон распространения нововведений расширя­ется на основе практики, когда их ценность проявляется при вступ­лении в контакт с человеком, его потребностями. Ценностные отношения образуют особую группу факторов регулирования в рыночной экономике. При этом с развитием науки и техники все большее значение в стоимости товаров придается затратам интел­лектуального, а не физического труда.

Инновационная деятельность связана с привлечением различ­ных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В це­лостную систему инновационной деятельности входят такие со­ставляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование. Интегративные свойства целостных систем выража­ет соотношение

где А — результат функционирования целостной системы;   — ре­зультат функционирования i-го компонента; I — число компонен­тов целостной системы.

Отсутствие любого из компонентов приведет к нарушению це­лостности системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов це­лостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образо­вания приведет к обострению кадровых проблем не только в уч­реждениях науки и организациях, создающих новую продукцию, но и в отраслях экономики.

Главным элементом в рассмотренных выше компонентах це­лостной системы инновационной деятельности является человек. Наука прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, иде­алов и интересов способствует развитию новых ценностей, адек­ватных доминирующему технологическому укладу в общественном производстве. Поэтому ценности одного этапа развития науки мо­гут утратить свое значение на другом, более прогрессивном.

В античную эпоху наука не отделялась от искусства и ремесла. В Древней Греции софистами (или мудрецами) называли как мыслителей, так и плот­ников, и гончаров. В эпоху Возрождения (Ренессанса] были сделаны многие географические открытия, а также открытия в анатомии и астрономии, изме­нившие феодально-церковное мировоззрение. Исааком Ньютоном открыты законы классической механики, дисперсии света, всемирного тяготения. В достижениях экспериментального естествознания опыт предшествовал теоретическому обобщению.

В типичном для нашего времени виде наука сформировалась в условиях развития машинного производства — в эпоху промыш­ленного переворота, т.е. примерно с конца XVIII столетия. На этом этапе опыт, или эксперимент, являлся одним из путей установле­ния истинности теоретического знания. Причем опыт не форми­ровал новых понятий, а только подтверждал их истинность. В свя­зи с тем, что научное знание стало теоретической основой матери­ального производства, наука преобразовалась в непосредственную производительную силу общества. Повысилась и техническая ос­нащенность науки, так как она уже не могла обходиться без совре­менных высокоточных приборов и сложной аппаратуры для про­ведения исследований. Интеллектуальный вклад поколений уче­ных и инженерно-технического персонала постепенно увеличивал наукоемкость производимой продукции и повышал ее конкурен­тоспособность. В связи с тем, что научное знание стало теорети­ческой основой материального производства, во всех развитых странах уделяется внимание фундаментальным теоретическим ис­следованиям (ФТИ) и поисковым НИР. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности.

Все ФТИ начинаются, как правило, с постановки научной про­блемы. Для ее решения необходимы дополнительные данные, ко­торые подбираются в виде фактов, выступающих в форме досто­верного знания. Ученый подбирает и анализирует факты, руко­водствуясь поставленной целью. Факты необходимы как для выдвижения научной гипотезы, так и для ее обоснования. Выдви­жение гипотезы или группы гипотез есть путь движения познания к новым результатам. Из многих гипотез ученый выбирает наибо­лее вероятную, которую всесторонне исследует. Если гипотеза со­ответствует достоверному знанию и не содержит формально-логи­ческих противоречий, она превращается в теоретически разрабо­танное знание, теоретическое воспроизведение действительности, а в отдельных случаях приводит к открытию.

Поскольку ученый подходит к результатам ФТИ со своими че­ловеческими целями, он стремится использовать новое научное знание для практической реализации по удовлетворению потреб­ностей общества. С этой исходной позиции выполняются все по­исковые НИР. При проведении поисковых НИР постановка про­блемы отождествляется с выдвижением научно-технической идеи о материализации теоретического знания. Важнейшим результатом поисковых НИР является научное обоснование методов исполь­зования на практике теоретических знаний и открытий, увеличе­ния научно-технического потенциала в общественном производ­стве. В табл. 4.2 приводятся критерии теоретической и практиче­ской значимости эволюции научного знания.

Таблица 4.2

Критерии теоретической и практической значимости эволюции научного знания

 

 

 

Процесс решения научной проблемы

Результаты проведен­ных исследований

Эволюционные пре­образования научного знания

Интеллектуальный продукт эволюции научного знания

Подбор и анализ фактов для постановки и решения научной проблемы

Новое теоретическое знание

Поиск и выдвижение научно-технических идей о материализации имеющихся знаний и открытии

Обоснование и экспе­риментальная проверка новых методов исполь­зования знаний и открытий

Выдвижение гипотез по направлениям исследований и их проверка на фактах

Открытия по направле­ниям познавательной деятельности

Обобщение потенциала научных знаний

Издание учебников и учебно-методической литературы по отрас­лям научных знаний

Подготовка в сфере образования научно-педагогических кадров и инженерно-техниче­ского персонала

Потенциал научных знаний по результатам проведения ФТИ и поисковых НИР представляет собой весьма важный интеллекту­альный продукт, который в силу своих особенностей не имеет ры­ночной стоимости.

Например, на открытие или новое теоретическое знание нельзя оформить лицензию, так как они несопоставимы с каким-либо эквивалентом, т.е. несводимы к золотому паритету или конвертируемой валюте. Их высокая эвристическая ценность обычно отмечается международными или госу­дарственными престижными премиями. К результатам ФТИ, имеющим общечеловеческую ценность, относятся открытия Эрнеста Резерфорда, создавшего теорию радиоактивности и планетарную модель атома; Альбер­та Эйнштейна, автора теории относительности и основателя современной физики; академиков Н.Г. Басова и A.M. Прохорова, а также американского ученого Ч. Таунса, создавших первый квантовый генератор — мазер и теорию мощных импульсных твердотелых лазеров. Истоки этих открытий находятся в окружающем человека материальном мире в виде объективно существу­ющих законов движения материи, проявления ее развития.

Без интеллектуального продукта, получаемого по результатам проведения ФТИ и поисковых НИР, в настоящее время практи­чески невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкое™ и новизны. Во всех ин­дустриально развитых странах большое значение придается разви­тию инновационной деятельности, направленной на повышение интеллектуальной составляющей в конечном продукте обществен­ного производства. Поэтому выполнение прикладных НИР и ОКР (опытно-конструкторских работ), а также ПТР (проектно-технологических работ) базируется на полноценном использовании на­учных знаний, что обеспечивает новой продукции высокую кон­курентоспособность.

В целостной системе инновационной деятельности прикладные исследования и разработки проводятся после выполнения поис­ковых НИР. По своей сущности прикладные НИР могут предшес­твовать ОКР или выполняться параллельно с ними, после них, а также иметь самостоятельное направление (например, в области организации производства, по проектированию систем управления и др.).

Основными целями прикладных НИР, которые предшествуют ОКР, явля­ется определение количественных характеристик метода удовлетворения той или иной потребности экономики общественного производства. Такие характеристики отражаются в технических заданиях и предложениях по ОКР. Количественное подтверждение они находят в процессе выполнения ОКР как на стадии эскизно-технического проектирования, так и при раз­работке рабочей конструкторской документации, включая изготовление и испытание опытных образцов. Поэтому проводится серия прикладных НИР с целью обеспечить многовариантность научно-технического поиска решения имеющейся проблемы, что повысит результативность инноваци­онной деятельности.



{LTS}