Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

База знаний предприятия

Совокупность знаний, которыми обладают сотрудники пред­приятия, группы и подразделения, а также все связанные с пред­приятием внешние стратегические партнеры (потребители, постав­щики, соисполнители, дилеры), составляет базу знаний предпри­ятия. В базу знаний могут быть включены: 1) теория, 2) результаты творческой деятельности, 3) умения, 4) навыки. Под «умением» понимается, что исполнитель способен выполнить оригинальную задачу, операцию, если она встретится, относительно рациональ­ным образом, а под «навыком» — что исполнитель способен вы­полнять множество раз повторяющуюся стандартную задачу и операцию наиболее эффективным образом.

По содержанию индивидуальные и коллективные базы знаний характеризуются наличием следующих элементов:

   теоретические знания: теоретические положения по областям деятельности и функциям; методические знания (знания методов); методологические знания (знания специфики применения мето­дов); проектные знания (как ставить и структурировать цели); тех­нологические знания (как достигать цели); технические знания (на основе какой техники и каких систем); организационные знания (каким коллективом и какой структурой); экономические знания (с какой эффективностью); социальные знания (с каким социаль­ным результатом);

  результаты творческой деятельности: сформулированные гипотезы, концепции и идеи, выполненные проекты, технологии, алгоритмы и программы, сделанные открытия, изобретения и ра­ционализаторские предложения, решенные задачи, написанные и опубликованные статьи, отчеты, монографии, учебные пособия, книги, методики, инструкции, созданные произведения;

   умения: генерировать идеи и создавать концепции проектов бизнес-процессов; интегрировать и аккумулировать знания для реализации проектов по всем источникам; осуществлять проекты, виды деятельности, процедуры и операции;

   навыки: по выполнению специалистами и коллективами сво­их функций и обязанностей, работ и видов деятельности, задач и операций; по организации и управлению основной и инфраструк­турной деятельностью.

Применительно к аккумулированию знаний у исполнителей целей и стратегий, функций, обязанностей и видов деятельности, задач и операций мы можем говорить о компетентности исполни­телей (сотрудников, руководителей, групп, подразделений, пред­приятий). Ключевыми компетенциями в таком случае будут знания и способность выполнять стратегически важные задачи. При этом следует учесть, что здесь рассматривается лишь квалификационная («знаю как»), а не правовая («мне разрешено») компетентность. Можно говорить о соответствии базы знаний и структуры компе­тенций по проекту, по функции, по виду деятельности сотрудника, подразделения и предприятия.

Совокупность знаний в виде теории, творческих результатов, умений, навыков и компетенций составляет интеллектуальный капитал фирмы и ее интеллектуальную собственность. Российский специалист в этой области А.Н. Козырев раскрывает содержание таких понятий, как интеллектуальная собственность, объекты ин­теллектуальной собственности, секреты производства, средства индивидуализации, портфель прав. Этот список можно пополнить категориями, выработанными практикой инновационной деятель­ности фирмы Dow Chemical: интеллектуальный капитал и интел­лектуальные активы.

Интеллектуальный капитал (ИК) — это знания, обладающие потенциальной ценностью, т.е. идеи. Как таковой, интеллектуаль­ный капитал не имеет реальной ценности, пока он еще не защищен и не используется. Интеллектуальный капитал (связи с клиентами, технология, способности сотрудников, прикладной опыт) поме­щается в одну группу с человеческим интеллектуальным капиталом и так называемым структурным интеллектуальным капиталом. Че­ловеческий интеллектуальный капитал — это индивидуальные знания и навыки. Структурный интеллектуальный капитал — это та часть интеллектуального капитала, которая остается у фирмы после ухода работника.

Интеллектуальная собственность (ИС) — знания, которые яв­ляются чьей-либо собственностью, т.е. защищены патентом. Ин­теллектуальная собственность по определению имеет количе­ственный стоимостный потенциал, который зависит от будущего ее использования. Этот стоимостный потенциал, однако, остает­ся не реализованным до тех пор, пока интеллектуальная собствен­ность не используется каким-либо образом. ИС — собирательное понятие, применяемое для обозначения прав на следующие объ­екты:

1)  результаты интеллектуальной (творческой) деятельности в области науки и техники;

2)  средства индивидуализации участников гражданского обо­рота товаров или услуг;

3)  защита от недобросовестной конкуренции.

Оценке для целей бизнеса в первую очередь подлежат оборото-способные имущественные права на результаты творческой де­ятельности или средства индивидуализации. Такие права можно оценивать как самостоятельные объекты или как идентифициру­емые нематериальные активы.

Объектами ИС принято называть результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников граждан­ского оборота товаров и услуг в случаях, предусмотренных законо­дательством. Главный критерий при отнесении таких объектов к объектам ИС — наличие правовой охраны. К объектам прав ИС относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения.

Интеллектуальные активы — знания, имеющие определенную стоимость и используемые целенаправленным образом. Патенты, лицензированные для конкретной цели, превращают интеллекту­альную собственность в интеллектуальные активы, имеющие для своего владельца конкретную, выраженную в деньгах стоимость. Во многих корпорациях наиболее легко определяемыми и управ­ляемыми видами интеллектуальных активов являются патенты, торговые марки, авторские права, коммерческие секреты.

Секрет производства (know how) — техническая, организацион­ная или коммерческая информация, которая защищается от неза­конного использования третьими лицами при следующих усло­виях: эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к этой информации нет свободного доступа на законном основа­нии; обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Однозначного понимания термина «ноу-хау» не существует. Его понятие уточняется в договорах. Для целей бизнеса и оценки, свя­занной с этими целями, различают три вида ноу-хау:

1)  неотделимые от конкретного индивидуума (физического лица), в том числе индивидуальные навыки и умения;

2)  неотделимые от конкретного предприятия (юридического лица), в том числе технологии, основанные на традиции или  предполагающие исключительно высокую культуру производ­ства;

3) отделимые в общем случае от предприятия или индивида в виде сознательно скрываемой информации: технические сведения, рисунки, чертежи, а также «условные (номинальные) ноу-хау», т.е. сохраняемые в секрете патентоспособные результаты.

Результатами интеллектуальной деятельности в полном смысле слова можно признать ноу-хау лишь третьего типа.

Коммерческая тайна — это понятие несколько шире, чем поня­тие «секрет производства», так как коммерческую тайну могут со­ставлять также списки клиентов, первичные бухгалтерские доку­менты и многие другие сведения.

Средства индивидуализации — к охраноспособным средствам индивидуализации, бесспорно, относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, фир­менные наименования (Закон РФ «О товарных знаках, знаках об­служивания и наименованиях мест происхождения товаров»).

Портфель прав — чаще всего права ИС передаются не по отдель­ности, а в сочетании с другими правами или услугами, обеспечи­вающими в совокупности монополию на производство нового продукта или на использование новой технологии. Иначе говоря, они передаются в составе портфеля прав ИС. Кроме того, права ИС, или портфель прав, часто передаются вместе с юридическим лицом — правообладателем. В таких случаях требуется оценка пе­редаваемого портфеля прав ИС в целом или соответственно оцен­ка всего юридического лица, а не отдельных прав ИС.

Знание имеет разнообразную форму и сложную циклическую структуру процесса формирования и использования.


{LTS}