Система знаний предприятия нуждается в развитой системе управления знаниями. Ее назначение — обеспечивать стратегическое управление развитием системы знаний. Содержанием системы являются соответствующие функции стратегического управления.
В состав функций системы управления знаниями могут входить: стратегический анализ потенциала и внешнего климата системы знаний; выбор рациональной стратегии развития; стратегическое планирование реализации стратегий; стратегический контроль и аудит состояния; мотивация участников процесса; оценка эффективности процесса.
В настоящее время, отличающееся повсеместным глобальным рынком с развитой конкуренцией на гиперсегментах, каждое наукоемкое предприятие должно создать у себя систему знаний и наладить систему управления знаниями. Работа будет эффективной, если организовать постоянную оценку своего потенциала в указанных областях. Перед каждым новым проектом необходимо ответить хотя бы на ряд следующих основных вопросов:
1) Насколько существующая система знаний организации отвечает новому проекту?
2) Есть ли соответвующие лидеры, способные генерировать идеи, вырабатывать концепции, имеющие стратегическое видение в данной области, способные создать и повести коллектив на достижение цели?
3) Есть ли необходимые ведущие специалисты, имеющие опыт, способные систематизировать и интегрировать знания по своим вопросам, способные быстро овладеть новыми знаниями и генерировать новые, способные подготовить специалистов к выполнению новых видов действий?
4) Есть ли специалисты, способные быстро освоить новые знания и начать выполнение своих функций, имеющие определенный опыт?
5) Каково состояние существующей базы знаний? Накапливается ли предыдущий опыт?
6) Как обстоит дело с трансфертом знаний? Как организована защита знаний? Как формируются интеллектуальные активы?
7) Как организовано обучение сотрудников?
8) Есть ли институт экспертов в организации?
9) Создаются ли новые знания? Как используются имеющиеся знания?
10) Как организована система мотивации создания, трансферта, передачи знаний и обучения?
11) Как организована коммуникационная система?
12) В каком состоянии информационные технологии, степень соответствия библиотечного фонда (особенно в части актуальной периодической печати)?
|