Стратегическим подразделениям предприятия, таким, как служба стратегического развития, служба стратегического маркетинга, жизненно важно иметь полноценную базу знаний, и особенно знания в следующих областях: состояние и развитие потенциала предприятия для предстоящих целей развития; состояние и тенденции развития внешней среды; конъюнктура рынка и пяти движущих конкурентных сил; инструментарий стратегического анализа позиций; состояние и тенденции развития отрасли и технологии; планы и стратегии конкурентов и многие другие знания.
Откуда могут поступить знания? Это информация, ставшая доступной сотрудникам в процессе учебы, исследований и практики, разведки; сведения, аккумулированные в руках (головах) экспертов и консультантов; информация, полученная в результате поиска, обобщения и накопления опыта своего подразделения и своего предприятия, опыта других организаций. Однако информация разъединена по носителям, источникам, исполнителям, подразделениям, местам хранения и т.д. Вся проблема в том, чтобы собрать нужную информацию в одном месте в нужное время, держать ее в памяти и в носителях оперативного доступа. Для этого знания должны быть организованы.
В первую очередь по каждой стратегической функции должны быть созданы системы опорных сигналов, кодирующие массив информации, облегчающие запоминание и доступ к ней. Такими опорными сигналами являются наборы системных моделей, схем.
Для стратегического и инновационного управления, маркетинга это могут быть такие системные модели:
• модель производственно-хозяйственной системы предприятия;
• модель структуры внешней среды (микро- и макросреды);
• модель системного анализа стратегических позиций и самого предприятия, и конкурентов на рынке;
• технологическая схема разработки и реализации стратегии;
• дерево целей;
• сетевой граф технологической схемы;
• жизненные циклы изделий, товаров, технологий;
• параметрическая модель соответствия;
• система методов стратегического управления.
|