Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Инновационная деятельность как объект инвестирования

Инновации в любом из секторов экономики требуют финансо­вых вложений. Для того чтобы извлечь дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить со­циально-экономический эффект, необходимо осуществить финан­совые вложения. При этом эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех рассчитывает предприниматель в будущем, тем к большим затратам он должен быть готов в настоящем.

Тем не менее проблема выбора объекта финансовых вложений для предпринимателя не ограничивается предельной суммой ин­вестиций. Исследования показали, что наибольшей эффективно­стью обладают вложения в инновации, где предприниматель име­ет возможность получать сверхприбыль. Высокий потенциал эф­фективности инноваций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-техниче­ских, организационных, экономических и социальных новшеств.

В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнова­ния бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собствен­ные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций, финансово-кредитных учреждений и сбережения населения

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию иннова­ций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зави­симости от политико-экономических условий направления формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существен­ные различия.

Так, в промышленно развитых странах размеры бюджетных ассигнований на развитие научно-технического прогресса достаточно велики, объекты инвестирования определяются на конкурсной основе с учетом национальной стратегии развития и оборонной доктрины. Например, в Японии на уровне конституционного закона введено ограничение, согласно которому не менее 3% валового национального дохода из бюджета должно направляться на развитие фундаментальных научных исследований.

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправитель­ственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей. В то же время достаточно активными являются международные частные инвестиции на развивающихся рынках.

Американские инвестиционные фонды, немецкие банки и другие частные инвесторы стремятся обеспечить высокую доходность собственных инвес­тиций с помощью международной диверсификации деятельности. Риск инвестиций в развивающиеся рынки достаточно высок, но он, как правило,

обеспечивается большей доходностью вложений. При этом наиболее при­влекательными для внешних инвесторов являются сырьевые и перераба­тывающие отрасли промышленности, поскольку, как правило, эти отрасли не требуют предварительных значительных инвестиций, а достаточное для конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено без использования последних достижений научно-технического прогресса. В России в настоящее время наиболее привлекательными объектами инвестирования являются предпри­ятия пищевой промышленности и сфера услуг, поскольку при относительно небольших инвестициях позволяют быстро вернуть вложенные средства.

Собственные средства организаций остаются основным источни­ком финансирования инновационной деятельности. Отрасли, ко­торые в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранили достаточный объем оборотных средств, в настоящее вре­мя получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятельность. В первую очередь это относится к отрасли связи, где за счет малой длительности производственного цикла предприятия практически не испытывали влияния инфляции и создали достаточ­ный резерв для осуществления научно-технических проектов.

Организации с длительным технологическим циклом производ­ства в условиях инфляции не смогли сохранить собственные обо­ротные средства, что привело к их тяжелому финансовому поло­жению. Поэтому в настоящее время практически все организации промышленности лишены реальной возможности финансирова­ния инновационной деятельности за счет собственных средств. Хотя, как показывает мировая практика, 80—90% инноваций в мире финансируются промышленными компаниями преимуще­ственно за счет собственных финансовых средств.

Финансовый капитал формируется за счет аккумулирования средств юридических лиц и граждан в финансово-кредитных уч­реждениях

На этапе разработки и реализации инноваций рынок капитала выступает как один из главных факторов общественного призна­ния инноваций. Без достаточного финансового обеспечения жиз­ненный цикл инновации ограничивается стадией «идея». Любое новшество должно быть на рынке капитала инвестиционно при­влекательным и конкурентоспособным. Поэтому наряду с показа­телями инновационности проектов не менее важными в рыночных условиях становятся финансово-экономические показатели:

   объем инвестиций;

   ожидаемая доходи ость (рентабельность);

*   срок окупаемости;

*   чистый доход и др.

мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные финансовые показатели. Тем не менее промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже, ведут активную деятель­ность в этой области.

К другим внеэкономическим факторам инвестиционной при­влекательности инновации может быть отнесена отраслевая при­надлежность как идеи для последующей практической реализации, так и предприятия-инноватора. Сверхпривлекательный иннова­ционный проект может быть отвергнут только потому, что у фирмы-инноватора нет достаточного опыта работы в той отрасли, где необходимо реализовать проект. Или, наоборот, фирма вынужде­на искать альтернативные сегменты рынка, если речь идет о меж­отраслевой диверсификации.

Так, в условиях структурных преобразований, характерных для экономики переходного периода, в России в лучшем финансово-хозяйственном поло­жении оказались организации, сумевшие оперативно сменить свой рыноч­ный сегмент в соответствии с изменившимся спросом. Например, кризисное снижение спроса на большегрузные автомобили было вовремя предсказано руководством АО «ГАЗ» и проигнорировано высшим менеджментом АМО «ЗИЛ». В результате горьковские автозаводцы вышли на новый сегмент рынка с новой популярной моделью микрогрузовика («Газель») и сохранили свою платежеспособность. Московские автозаводцы продолжали выпускать большегрузные автомобили, которые не находили спроса. Смена рыночного сегмента произошла на четыре года позже, конкурентное преимущество было утеряно. Руководство завода не сумело приспособиться к рыночным условиям и постепенно теряет рынок, терпя значительные убытки.

Отраслевая инвестиционная привлекательность определяется стратегией фирмы-инноватора. Поэтому на рынке новаций для обеспечения конкурентоспособности новшества проводится мар­кетинговый отраслевой анализ, разрабатываются различные рей­тинги отраслевой инвестиционной привлекательности. Так, иссле­дуя потенциал привлечения иностранных инвестиций, Федераль­ная комиссия по ценным бумагам при Правительстве РФ в 1996 г. установила наиболее инвестиционно привлекательные отрасли российской экономики: нефтегазодобыча, электроэнергетика, связь, металлургия.

Существенным внеэкономическим фактором, определяющим привлекательность инновации для инвестора, являются имидж и репутация инноватора.

Тяжелое машиностроение в России считается одной из самых непривлека­тельных для инвестиций отраслей. Однако высокий финансовый авторитет компании «Биопроцесс»—финансового консультанта и управляющего хол­динга АО «Уралмаш»—обеспечил приток достаточного капитала для проведения крупномасштабной реорганизации этого гиганта российской тяжелой промышленности. И в настоящее время группа предприятий «Уралмаш», сохранив отраслевую принадлежность, имеет вполне удовлетворительную структуру баланса и финансовые показатели.

С экономической точки зрения инвестиционная привлекатель­ность определяется как внутренними характеристиками инновации (доходность инвестиций, срок реализации проекта и др.), так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников

Инвестирование инновационной деятельности может осуще­ствляться за счет как собственных, так и привлеченных средств. Для российских предприятий в настоящее время основным источ­ником инвестиций являются собственная прибыль и амортизаци­онные отчисления. Кроме того, инвестиционный фонд для инно­вационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финан­совой помощи.

Наиболее популярным на Западе способом увеличения соб­ственных средств компании является эмиссия акций. Однако в отличие от других источников собственных средств этот ресурс является платным, поскольку акционеры приобретают акции в расчете на дивиденды. Недостаточный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпускаемые акции для финансирова­ния инновационной деятельности окажутся неразмещенными. В России корпоративные отношения находятся в стадии форми­рования, поэтому эмиссии ценных бумаг под инновационную де­ятельность проводятся достаточно редко.

За исключением беспроцентных ссуд, привлеченный капитал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, т.е. представляет собой кредиты в различной форме. Наряду с тради­ционной формой кредитования в инновационной деятельности широкое распространение получили лизинг, форфейтинг и фран­чайзинг.

Лизинг — долгосрочная аренда машин и оборудования на срок до 20 лет. Арендодатель за свой счет приобретает необходимое обо­рудование и сдает его в аренду арендатору. При этом права соб­ственности на оборудование остаются у арендодателя. По оконча­нии лизингового договора арендатор может вернуть арендодателю арендуемое имущество или выкупить объект лизинга по остаточ­ной стоимости. В течение всего срока эксплуатации арендатор пе­речисляет плату за пользование арендованным имуществом, вклю­чающую амортизацию и доход арендодателя.

Форфейтинг — финансовая операция, превращающая коммер­ческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточ­ных средств для инноваций выписывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распределены во времени. Таким образом, инвестор получает отсрочку в платежах и гарантии банка по обеспечению платежей. Форфейтинговые операции для инноватора являются гарантией надежности финансового партнера.

Наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестици­онных ресурсов в инновационную деятельность является франчай­зинг. Франчайзинг предусматривает тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала. Кроме финансовых средств по договору франшизы инноватору могут быть переданы нематери­альные активы (технологии, ноу-хау), торговый знак и репутация фирмы и т.п. Франчайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.

Движущие мотивы финансирования инновационной деятель­ности существенно зависят от того, реализуется ли инновация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инно­ваций в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлечения финансовых ресурсов в основе лежит пока­затель цены капитала.



{LTS}