Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Рационализация эмоций

Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения — второе правило самоконтроля эмоций. Обмен содержанием эмоциональных пере­живаний в процессе общения, который должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений, дает зна­чительный эффект. В процессе обмена соперники не только полу­чают разрядку, но и осознают смысл происходящего, обеспечивая дальнейшее позитивное разрешение конфликта.

Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения — третье правило самокон­троля эмоций. Чтобы исключить эмоциональные реакции оппо­нента, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у соперника. Агрессивные эмоциональные реакции противобор­ствующих сторон часто являются результатом занижения их само­оценки.

Специальная литература выделяет четыре типа поведения ин­дивидов в процессе конфликтного противостояния: избегающий, уступающий, отрицающий, наступающий. Раскроем сущность каждого из этих типов соперников.

Избегающий тип отказывается обсуждать предмет конфликта или стремится изменить предмет обсуждения. Причины такого поведения: чувство вины, непонимание сути проблемы и т.п.

Уступающий тип соглашается на любое предложение, даже не­выгодное для себя. Причины такого поведения: желание избавить­ся от дискомфорта, вызванного конфликтом, недооценка предме­та конфликта и т.п.

Отрицающий — считает, что проблема неактуальна и что кон­фликт разрешится сам. Причина такого поведения: отсутствие по­нимания сути проблемы, уход от дискомфорта, связанного с кон­фликтом, и т.п.

Наступающий — стремится к успеху любой ценой, принятию решения в свою пользу, отрицает аргументы и доводы соперника, действует напористо, агрессивно. Причина такого поведения: ам­бициозное стремление к победе, завышенная оценка предмета конфликта и т.п.

Благополучное разрешение конфликта зависит не только от сте­пени умения эффективного общения и управления эмоциями в конфликтном процессе, но и от владения манипулятивными тех­нологиями.

Манипуляция — это вид психологического воздействия, искус­ное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существенными для настоящего момента желаниями (Доценко Е.Л. Психология мани­пуляции: Феномены и механизмы защиты. — М.: Че Ро, 1997. С. 59).

Манипулятивное воздействие на соперника — это нечестная форма давления с целью достижения своих целей. В отличие от открытого давления манипуляция выступает в скрытой форме.

Часто встречаются следующие приемы манипуляции: ссылка на мнение авторитета, выдергивание отдельных фраз или пропуск слов, предложений из контекста, что меняет содержание истинно­го высказывания; уход от сути предмета конфликта, подмена ис­тинных проблем; комплименты, намеки, лесть; перевод серьезной проблемы на шутки, превращение беседы в комедию; запугивание печальными последствиями и т.п.

Это довольно простые приемы. Но есть и более сложные, на­пример: имитация решения проблемы, когда соперник делает вид, что он очень заинтересован в разрешении конфликта; альтерна­тивные формулировки вопросов, требующих ответа «да» или «нет», когда соперник стремится из предмета конфликта выхолостить важные оттенки, не уловимые контрастными, прямолинейными вопросами и ответами на них; задаются так называемые сократов­ские вопросы, когда готовятся несколько простых вопросов, на которые соперник без труда отвечает «да», а затем задается основ­ной вопрос, на который противник, как бы по инерции, тоже от­вечает «да»; оттягивание решения проблемы с целью выиграть время для решения ее в свою пользу.

Ряд известных авторов предлагает систему способов противо­действия манипуляциям в конфликтных ситуациях. Например, СМ. Емельянов (Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. С. 154-155) предлагает в случае применения одной стороной манипулятивных приемов, основанных якобы на правилах приличия и принципах справедливости, использовать следующие способы противодействия другой стороной противостояния: не берите на себя обязательства; если соперник имеет цель побольше получить от вас информации, то задайте уточняющие вопросы — что имен­но интересует другую сторону, чтобы не раскрыть свои карты; в случае возникших затруднений в процессе противоборства, со­зданных соперником, скажите, что существует много трудностей для решения проблемы, что открылись новые обстоятельства, ко­торые нужно учесть; поняв, что вы можете стать жертвой манипу­ляций, скажите сопернику, что вам нужно подумать и в выигран­ное время проанализируйте до мелочей все его слова и действия, посоветуйтесь с третьей стороной — посредником.

В случае применения противником манипуляций, направлен­ных на унижение другой стороны, тот же автор, в зависимости от поведения соперника, предлагает использовать следующие эффек­тивные способы противодействия:

   выразить возмущение тем, что соперник опускается до таких недостойных методов;

   относиться к сопернику скептически, не терять уверенности в своих силах;

   вежливо сказать, что соперник не совсем правильно вас по­нял;

   не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что соперник формулирует проблему не совсем корректно;

   равнодушно относиться как к дружелюбию, так и к возмущению со стороны соперника и т.п.



{LTS}