Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Аналитический метод

Этот метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к методу прямого счета в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в плановом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
1)  определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2)  исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себе-стоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
3)  учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.
При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце текущего периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).
Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового года.
На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль предстоящего года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.
Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров отгруженных на начало и конец планового года.
Пример расчета прибыли аналитическим методом
I. Определяется базовая рентабельность (отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости сравнимой товарной продукции) (табл. 6.2].
Таблица 6.2
Расчет базовой рентабельности, тыс. руб.

Показатели

Итоги за 9 мес.

План IV кв.

Ожидаемое исполнение за текущий год (гр. 2 + гр. 31

1

2

3

4

1. Сравнимая товарная продукция истекшего года:

а) по действующим ценам (за минусом НДС и акцизов)

б) по полной себестоимости

874148 610 037

291 382 211 375

1 165 530 821 412

2. Прибыль на объем сравнимой товар­ной продукции (п. «а» - п. «б»)

264111

80 007

344118

3. Поправки к сумме прибыли в связи с имевшими место в течение года изменениями цен (+ или -) за время с начала года до даты изменения

+3312

 

+3312

4. Прибыль, принимаемая за базу (стр. 2 + стр. 3)

267 423

80 007

347 430

5. Базовая рентабельность, % [стр. 4х 100/стр. 1 «б»)

43,8

37,9

42,3

II. В предстоящем году в данном примере предусматривается рост сравнимой товарной продукции на 10%. Выпуск этой продукции по себестоимости отчетного года составит 903 553 тыс. руб. [(821 412 х 110)/1ОО]. Прибыль по сравнимой товарной продукции предстоящего года, исходя из базового уровня рентабельности, будет равна 382 202,9 тыс. руб. [(903 553х42,3)/1ОО].
Прибыль на несравнимую товарную продукцию исчисляется прямым сче¬том. В данном примере несравнимая товарная продукция планового года принята по плановой полной себестоимости в сумме 272 000 тыс. руб., а в
действующих ценах (за минусом НДС и акцизов) — 320 045,7 тыс. руб. Следовательно, прибыль на несравнимую товарную продукцию в предстоящем году составит 48 045,7 тыс. руб. (320 045,7 - 272 000). III. На третьем этапе расчетов учитывается влияние отдельных факторов на сумму плановой прибыли.
Влияние изменения себестоимости определяется следующим образом: выпуск сравнимой товарной продукции в предстоящем году по себестоимо-сти прошлого года исчислен в сумме 903 553 тыс. руб. Та же сравнимая продукция, но по полной себестоимости предстоящего года определена в сумме 1 406 340 тыс. руб. (см. табл. 6.1, гр. 6).
Отсюда повышение себестоимости сравнимой товарной продукции равно 502 787 тыс. руб. (1 406 340 - 903 553), что повлечет снижение плановой прибыли.
Планируемое изменение ассортимента продукции вызывает увеличение или уменьшение плановой прибыли. Для того чтобы определить влияние ассортиментных сдвигов на прибыль, исчисляется удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой товарной продукции по полной себе-стоимости в истекшем и предстоящем годах. Затем удельный вес каждого изделия в истекшем и предстоящем годах умножается на рентабельность этого изделия (исчисленную как отношение прибыли к полной себестоимости изделия), принятую на уровне ожидаемого исполнения. Суммы полученных коэффициентов отражают средний уровень рентабельности в истекшем и предстоящем годах.
Разница между ними показывает влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль (табл. 6.3).
Таблица 6.3
Расчет влияния на плановую прибыль изменения ассортимента про-дукции в предстоящем году, %

 

 

Наименование продукции

Рентабельность истекшего года по структуре ассортимента продукции

в том же году

в предстоящем году

Удельный вес в общем объеме сравнимой продукции

Рентабель­ность

Коэффи­циент (гр. 2 х х гр. 3) : :100

Удельный вес в общем объеме сравнимой продукции

Рентабель­ность

Коэффи­циент (гр. 5 х х гр. В) : :100

1

2

3

4

5

6

7

Лак ПГС

16,0

26,0

4,16

17,0

26,0

4,42

Эмаль ЗА

40,0

37,9

15,16

42,0

37,9

15,92

Эмаль АВ

32,0

40,5

12,96

33,0

40,5

13,37

Алгидные смолы

12,0

24,6

2,95

8,0

24,6

1,97

Итого

100,0

-

35,23

100,0

-

35,68

Средняя рентабельность в предстоящем году увеличивается по сравнению с прошлым годом на 0,45% (35,68 - 35,23). Таким образом, изменение ассортимента продукции в предстоящем году приведет к росту плановой прибыли на 4066 тыс. руб. (903 553 х 0,45/100).
На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в предстоящем году. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислить от объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли. Допустим, цены на всю реализуемую товарную продукцию предполагается увеличить в предстоящем году на 21,89153%. Тогда будет получено прибыли только за счет этого фактора на сумму 361 512,4 тыс. руб. [(1 651 38Ох21,89153)/1ОО].
Сводный расчет прибыли, исчисленной аналитическим методом, приведен в табл. 6.4.
Таким образом, результат аналитического метода планирования прибыли в данном примере подтвердил итог метода прямого счета, т.е. и в том и в другом случае плановая прибыль от реализации товарной продукции опре¬делена в сумме 392 038,7 тыс. руб. [см. табл. 6.1 и 6.4).
Таблица 6.4

Показатели

Сумма, тыс. руб.

1. Товарная продукция предстоящего года:

 

а) сравнимая товарная продукция по полной себестоимости истекшего года

903 553

б) сравнимая товарная продукция по полной себестоимости предстоящего года

1 406 340

в) снижение прибыли от повышения себестоимости сравнимой товарной продукции (п. «б» - п. «а»)

502 787

2. Прибыль по сравнимой товарной продукции исходя из базовой рентабельности

382 202,9

3. Прибыль по несравнимой товарной продукции предстоящего года