Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия на примере ОАО «Вяземский машиностроительный завод»
Лесина, Викторова Т.С.
Открытое акционерное общество «Вяземский машиностроительный завод» (ОАО «ВМЗ»), юридический и почтовый адрес: Смоленская область, г. Вязьма, ул. 25 лет Октября, д. 37, ИНН 6722003019
Целью, как и любого акционерного общества, является извлечение прибыли путём удовлетворения общественных потребностей в прачечном оборудовании. Основной вид деятельности – производство прачечного оборудования по всему циклу обработки белья: стирка-отжим-сушка-глажение.
Для определения направлений развития предприятия необходимо провести анализ внутренней и внешней среды.
Анализ внутренних факторов производится с целью выявления тех изменений, которые произошли внутри организации в результате реализации ее предыдущего стратегического плана. Анализ позволяет:
установить недостатки и слабые стороны в структуре, ресурсах, культуре, которые необходимо устранить или по крайней мере ослабить их воздействие на работу организации в будущем;
тщательно изучить, какие сильные стороны организации помогут ей осуществлять свой дальнейший рост и повышать конкурентоспособность.
В последнее время мощности предприятия загружены достаточно сильно, но оборудование в своей основной массе имеет значительный износ.
Результатом портфельного анализа является правильное перераспределение корпоративных ресурсов и генерация перспективных стратегий.
На основании приведенных и обработанных статистических данных есть возможность отследить тенденцию развития отдельных видов продукции.
Сейчас на рынке наблюдается увеличение спроса в сторону новых (самое большое число модификаций марки ЛО-7, ЛО-30) стирально-отжимных машин, но пока ассортимент подобного оборудования, предлагаемый отечественными производителями, достаточно мал.
Большая часть сотрудников ОАО «ВМЗ» работает на предприятии много лет, хорошо знают и выполняют свою работу. Однако большинство из них имеют предпенсионный или пенсионный возраст.
В отношении каждого из основных и дополнительных деловых процессов выявим, какие из характеристик процесса являются сильными, а какие – слабыми сторонами деятельности ОАО «ВМЗ» (табл. 1).
Таблица 1
Сильные и слабые стороны ОАО «ВМЗ», определяемые действием факторов микросреды
Составляющие микросреды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Конкуренты |
Прочные позиции на рынке |
Слабо развитый маркетинг |
Высокий уровень прибыли |
|
Недостаточно гибкая финансовая политика |
Поставщики |
Близкое расположение потребителей |
Высокие цены на сырье и материалы |
Развитые транспортные сети |
Возможный срыв сроков поставок материалов и комплектующих |
Потребители |
Хорошие отношения с заказчиками |
Недостаточно налаженные отношения с промышленными предприятиями, нуждающимися в прачечном оборудовании |
Хорошее знание рынка |
Наличие постоянных заказчиков |
Положительный имидж |
Факторы и условия общего внешнего окружения не оказывают прямого воздействия на оперативную деятельность организации, но предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. Общее внешнее окружение характеризуют следующие факторы: экономические; политические; научно-технические; правовые; социально-культурные.
Влияние этих факторов на организацию может проявляться в виде возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации, а также угроз, характеризующих такие факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации.
Анализ бизнес - окружения предприятия предполагает исследование пяти основных конкурентных сил: потребителей, поставщиков, существующих конкурентов, потенциальных конкурентов и товаров-заменителей.
На российском рынке из отечественных производителей прачечного оборудования для ОАО «Вяземский машиностроительный завод» можно выделить двух основных конкурентов – это предприятия города Пензы ОАО «Коммаш» и ФГУП «Автомедтехника». По сравнению со своими ближайшими конкурентами, ОАО «Вяземский машиностроительный завод» находится в более выгодном положении. Это связано с тем, что ОАО «Вяземский машиностроительный завод» придерживается конкурентной стратегии «широкой дифференциации» и «оптимальной цены».
Важнейшими формами влияния поставщиков на организацию являются: установление цены на материалы и комплектующие; качество поставляемых материалов и комплектующих; срыв сроков поставок материалов и комплектующих; отказ от разработки и внедрения новых заказов.
В целом, потребительский рынок ОАО «Вяземский машиностроительный завод» можно разделить на два крупных сегмента: бюджетные организации и частные компании, получающие прибыль от своей деятельности.
Для промышленного прачечного оборудования товарами - заменителями в некотором смысле являются бытовые стиральные машины, но это в большей степени относится только к прачечным, предоставляющим услуги частному населению.
Появление новых конкурентов в отрасли ограничено необходимостью иметь производство с большим количеством и широкой номенклатурой сложного и дорогостоящего оборудования. Немалое значение оказывает опыт работы в данной отрасли, а также и то, что прачечное оборудование весьма сложное по своей конструкции и технологии изготовления.
На основе проведенного анализа разработаем перечень возможностей и угроз ОАО «ВМЗ», определяемых влиянием факторов макросреды (табл. 2.).
Таблица 2
Возможности и угрозы ОАО «ВМЗ», определяемые влиянием факторов макросреды
Блоки факторов макросреды |
Возможности |
Угрозы |
Политические |
Рост таможенных пошлин на промышленное прачечное оборудование |
Изменение правил перевозки ж/д транспортом |
Развитие инвестиционной политики в сфере производства прачечного оборудования |
Экономические |
Полное и регулярное финансирование бюджетных организаций |
Рост инфляции |
Ограниченное и непостоянное финансирование бюджетных организаций |
Технологические |
Освоение ОАО «ВМЗ» новых передовых технологий и материалов |
Снижение темпов промышленного производства и сокращение потребности введения новой техники |
Социально-культурные |
Улучшение уровня жизни |
Изменение вкусов потребителей |
Исходя из проведённого в табл. 3 SWOT - анализа ОАО «Вяземский машиностроительный завод» можно отметить следующие основные проблемы, стоящие перед предприятием:
устаревшие основные фонды, что ведет к большим затратам на ремонт и обслуживание, а соответственно и к увеличению себестоимости производимой продукции.
недостаточный контроль за качеством производимой продукции, что влечет за собой увеличение брака на всей цепочке производственных операций.
нехватка высококвалифицированных кадров в технологической службе, ведущий к недостаточному технологическому обеспечению некоторых подразделений основного производства.
Таблица 3
Матрица SWOT – анализа ОАО «ВМЗ»
|
Возможности внешней среды (О) |
Угрозы внешней среды (Т) |
Увеличение спроса на стирально-отжимные машины |
Возможность расширения ассортимента |
Возможность выхода на новые рынки и сегменты рынка |
Развитие внутренних конкурентов |
Появление иностранных конкурентов |
Освоение новых передовых технологий конкурентами |
Сильные стороны организации (S) |
Устойчивое финансовое состояние |
Увеличение финансирования НИОКР |
Разработка новых моделей оборудования |
Финансирование системы продвижения продукции |
Возможность ведения ценовых воин |
Финансирование программ, направленных на улучшения качества продукции |
Финансирование, напрвленное на создание собственных уникальных технологий |
Большой опыт работы в отрасли |
Использование опыта предыдущих разработок стирально-отжимных машин |
× |
Использование накопленного опыта в продвижении продукции на рынок |
× |
× |
× |
Широкая гамма, используемого оборудования |
× |
Использование сложных конструкций при изготовлении новых моделей |
× |
× |
× |
× |
Большой опыт в разработке новых товаров |
Расширение ассортимента стирально-отжимных машин |
Использование наработок при проектировании новых моделей оборудования |
× |
Создание новых моделей прачечного оборудования |
Разработка конструкций и узлов с меньшей себестоимостью изготовления |
Постоянное совершенствование существующих технологий |
Сильная сбытовая сеть |
Возможность продажи большого объема стирально-отжимных машин |
× |
Использование существующих дилеров при освоении новых сегментов рынка |
Мотивировать дилеров на продажу продукции ОАО «ВМЗ» скидками и т.п. |
× |
|
{LTS} |