Разработка производственного плана на примере предприятия ООО «Металлург»
Улыбина Н.Г., Викторова Т.С.
Разработка плана производства продукции является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т.п. Планирование производства продукции должно удовлетворять конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
Планирование производства продукции представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и продажи товаров, расчет потребности всех видов экономических ресурсов. В свою очередь это предполагает обеспечение сбалансированности производственной программы и производственной мощности, конкретизацию объемов и сроков выполнения работ и услуг, оперативное регулирование производственной деятельности и корректировку исходных плановых показателей и т.п.
Производственный план описывает путь, посредством которого предприятие планирует производить продукцию в нужном количестве, требуемого качества в определенные сроки. Он включает:
описание технологического процесса;
основные требования к организации производственного процесса;
программу производства продукции;
состав необходимого оборудования;
поставщиков сырья и материалов и ориентировочные цены, условия поставок.
По результатам исследования рынка, которые проводились на предприятии, сделаны выводы о том, что наиболее выгодным будет расширить ассортимент и увеличить объем выпуска с помощью следующей продукции: пирожных «Картошка» и «Апельсин». Исследования включали в себя: опрос жителей Вязьмы, изучение представленной на рынке продукции, анализ ассортимента конкурентов и др. Так было выявлено, что большинство опрошенных жителей предпочитает пирожное «Картошка», но так как данный вид продукции имеется у конкурентов ООО «Металлург» («Вяземский хлебокомбинат», Кондитерская фабрика «Астерик») мы решили ввести вид продукции, которого еще нет на данном рынке. Мы выбрали пирожное «Апельсин», так как оно пользуется большим спросом в других городах Смоленской области (данные Интернета).
Итак, для расширения ассортимента и увеличения объема выпуска мы предлагаем ввести следующую новую продукцию:
пирожное «Картошка»;
пирожное «Апельсин».
Мы решили вводить в ассортимент именно эти товары, так как:
они пользуются большим спросом у потребителей;
для их изготовления не потребуется нового оборудования (а так как загрузка производственных мощностей составляет всего лишь 55-60%, с помощью расширения ассортимента можно повысить загрузку до 70-75%) и нового вида сырья, а, следовательно, и новых поставщиков;
данные товары практически не производят конкуренты.
Описание технологического процесса изготовления продукции
Технологический процесс приготовления мучных кондитерских изделий включает следующие стадии: хранение и подготовка сырья; приготовление, замес и брожение теста; разделка и формовка изделий; выпечка; приготовление отделочных полуфабрикатов; отделка и кратковременное хранение готовых изделий. В зависимости от последовательности технологического процесса кондитерский цех имеет такие помещения: кладовую суточного хранения продуктов; помещение для просеивания муки, тестомесильное, тесторазделочное, для выпечки кондитерских изделий, приготовления отделочных полуфабрикатов и отделки изделий, моечные для яиц, посуды и инвентаря; экспедицию.
Кладовая суточного хранения предназначена для кратковременного хранения поступающих в цех продуктов и оборудуется подтоварниками, стеллажами (для сыпучих продуктов), холодильными шкафами или камерами (для скоропортящихся продуктов). В помещениях для просеивания муки и замеса теста муку просеивают через механические просеиватели. После просеивания муки тесто замешивают в тестомесильных машинах.
Для брожения дрожжевого теста необходима температура 35—36°С, поэтому после замеса дежу с тестом помещают в специальные термостатные камеры. Рабочее место для замеса теста оборудуют кипятильником, мерными бачками для раствора соли и сиропа. В этом же помещении устанавливают стол с вмонтированной раковиной для переборки изюма и подготовки мака. Для охлаждения изделий используют холодильный шкаф.
Рабочее место для приготовления бисквитного теста оборудуют взбивальной машиной, столами для подготовки яиц, сахара, разлива теста в формы или на листы, а также передвижными стеллажами. Технологическую линию приготовления заварного теста располагают вблизи выпечного отделения, чтобы избежать транспортировки изделий.
В тесторазделочном отделении разделывают готовое тесто, раскатывают и формуют изделия из него. Формуют тесто выемками различной формы, скалками, нарезают резцами, используют приспособление для формовки тарталеток.
Помещение для выпечки кондитерских изделий оборудуют кондитерскими жарочными шкафами или печами, расстойными шкафами, передвижными стеллажами для готовых изделий и подготовленными к выпечке, дежой с дрожжевым тестом для брожения, плитой для варки сиропа и фритюрницей для жарения пирожков во фритюре. Помещение снабжается вентиляцией.
В помещении экспедиции хранят готовые кондитерские изделия. Его оборудуют стеллажами, холодильными шкафами или камерами, производственными столами, весами.
Программа производства продукции описана в табл. 3.5.
Таблица 3.5.
Программа производства продукции
Показатель |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
Всего |
Пирожное «Картошка» |
Объем продаж продукции по отрасли, тыс.ед. |
135000 |
137000 |
139000 |
142000 |
145000 |
698000 |
Объем производства, тыс.ед. |
135500 |
137650 |
139520 |
142360 |
145580 |
700610 |
Цена ед. продукции, руб. |
9,5 |
10 |
10,5 |
11 |
11,5 |
52,5 |
Доходы от реализации продукции, тыс. руб. |
1282500 |
1370000 |
1459500 |
1562000 |
1667500 |
7341500 |
Предполагаемая доля рынка |
25% |
27% |
30% |
33% |
35% |
- |
Пирожное «Апельсин» |
Объем продаж продукции по отрасли, тыс.ед. |
156000 |
160000 |
164000 |
167000 |
170000 |
817000 |
Объем производства, тыс.ед. |
156450 |
161320 |
164500 |
168800 |
171200 |
822270 |
Цена ед. продукции, руб. |
10,5 |
11 |
11,5 |
12 |
12,5 |
57,5 |
Доходы от реализации продукции, тыс. руб. |
1638000 |
1760000 |
1886000 |
2004000 |
2125000 |
9413000 |
Предполагаемая доля рынка |
30% |
33% |
35% |
37% |
40% |
- |
Поставщиками сырья, необходимых для производства пирожных будут являться: предприниматель Травкин А.С., ПБОЮЛ Мартынова М.И., ПБОЮЛ Симонов С.И. (табл. 3.6.)
Таблица 3.6.
Поставщики сырья для новой продукции
|