Разработка стратегии поведения в конкурентной борьбе предприятия (на примере ООО «Дата-Крат»)
Жаворонков С. А., Викторова Т.С.
Миссия ООО “Дата-Крат” – “Занимая лидирующие позиции в продвижении технологий Автоматической Идентификации, помогать предприятиям различных отраслей экономики России и СНГ организовывать, развивать и защищать свой бизнес за счет применения этих технологий”.
Научно-производственная фирма ООО “Дата-Крат” начала свою деятельность 12 марта 1992 г. в г. Екатеринбурге на базе лаборатории математико-механического факультета Уральского государственного университета, занимавшейся технологией автоматической идентификации (штрих-кодированием). Сегодня корпорация ООО “Дата-Крат” – крупная многопрофильная компания. Один из ведущих системных интеграторов в области автоматической идентификации в России, крупнейшая региональная компания в сфере автоматизации торговли. Почти во всех значимых городах регионов у фирмы есть филиалы, представительства или дочерние компании.
ООО “Дата-Крат” – многофункциональная компания, развивающая одновременно несколько направлений деятельности и способная решать задачи своих заказчиков как по любому из этих направлений, так и в комплексе, предлагая индивидуальные решения со всем циклом работ: от проекта и поставки оборудования до монтажа, наладки и сервисного обслуживания.
В настоящее время помимо систем автоматической идентификации компания занимается системами безопасности, климатическими системами, а также упаковкой, этикеткой и пластиковыми картами (оборудованием и расходными материалами).
В табл. 1 представлена структура поставок партнеров фирмы.
В корпорации работает более 500 сотрудников, большинство из которых имеет высшее образование.
Таблица 1
Структура поставок для ООО “Дата-Крат”
ПОСТАВЩИК
|
Средняя сумма поставок в мес в 2007 г (по август) |
Удельный вес |
Bixolon |
$22 922,20 |
3,09% |
Symbol |
$265 388,82 |
35,72% |
Symbol-ch |
$9 050,34 |
1,22% |
Synel |
$9 925,40 |
1,34% |
Tipro |
$7 292,14 |
0,98% |
Win4net |
$26 131,00 |
3,52% |
Checkpoint |
$106 467,79 |
14,33% |
Zebra |
$295 785,10 |
39,81% |
Итого |
$742 962,80 |
100 % |
Генеральный директор - Николай Николаевич Яковлев закончил УрГУ, кандидат физико-математических наук.
На сегодняшний день у ООО “Дата-Крат” насчитывается более тысячи клиентов только в области автоматической идентификации. Среди них — более 500 магазинов, около 450 ресторанов, сотни промышленных предприятий. Наиболее крупные и значимые: Уралхиммаш (Екатеринбург), Западно-Сибирский Металлургический Комбинат (Новокузнецк), Уральский Электро-Химический Комбинат (Новоуральск), Нижне-Тагильский Металлургический Комбинат (Н-Тагил), УАЗ-СУАЛ (Каменск-Уральский), Саянский Алюминиевый Завод (Саяногорск), Богословский алюминиевый завод (Краснотурьинск), Таганрогский металлургический завод (Таганрог), Автомобильный завод Daewoo (Узбекистан), Каменск-Уральский металлургический завод, Тюменский фанерный комбинат, Завод “Икар” (Курган), Челябинскрегионгаз, Концерн “Калина” (Екатеринбург), Компания “Эрмигурт” (Москва), Федеральный Ядерный Центр (Снежинск), Радиотелевизионный центр (Югорск), Аэропорт ”Шереметьево-Карго” (Москва), Аэропорт ”Домодедово” (Москва), Логистическая фирма “Деликатный проезд” (Москва), Складской оператор “Запад-Терминал” (Москва), Горнолыжный комплекс на г. Губаха (Пермская область).
Финансовое положение предприятия в данное время играет самую важнейшую роль в деятельности организации. Финансовое состояние характеризует положение организации на рынке, уровень развития, привлекаемость для инвестиций и уровень использования производственных мощностей. Рассчитаем основные финансовые показатели и сведем их в таблицу:
Таблица 2
Основные финансовые показатели ООО “Дата-Крат” (посчитать свои)
Показатели |
Нормальные ограничения |
2006 г. |
2007 г. |
Отклонение, +/- |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2< k |
0,85 |
0,89 |
+0,04 |
Коэффициент рентабельности |
|
0,42 |
0,47 |
+0,05 |
Показатель общей оборачиваемости капитала |
|
0,72 |
0,73 |
+0,01
|
Чистая прибыль, тыс. руб. |
|
9 682
|
61 032 |
+51 350 |
Из данных табл. 2 видно, что предприятие имеет благоприятную финансовую ситуацию, показатели отражают высокую ликвидность, и прибыльность корпорации. Положительным моментом является то, что все показатели, имеют положительную динамику.
Состав факторов макросреды предприятия ООО “Дата-Крат” представлен в табл. 3. К факторам внешней среды относятся политические, экономические, социальные и технологические, сформированные в виде STEP-анализа.
У корпорации ООО “Дата-Крат”, как и у многих других организаций, имеются конкуренты, к ним относятся такие компании как:
ЗАО “Гексагон”;
ООО “Штрих”;
ООО “ТерраЛинк”;
ЗАО “Дифенс Ай Ди”.
Таблица 3
STEP-анализ ООО “Дата-Крат”
Социальная сфера – S |
Технология – T |
1. Рост населения, городов;
2. Рост благосостояния населения;
3. Рост образованности населения;
4. Глобализация. |
1. Развитие сферы внедрения информационных технологий;
2. Развитие технологий беспроводной передачи информации;
3. Развитие технологии автоматической идентификации;
4. Зрелость технологий, используемых конкурентами. |
Экономика – E |
Политика и право – P |
1.Рост крупных торговых и логистических компаний;
2. Уровень инфляции;
3. Рост размеров рынка;
4. Региональные цены на транспортировку грузов;
5. Развитие промышленности в РФ и СНГ.
6. Покупательная способность населения. |
1. Взаимоотношения со странами СНГ;
2. Взаимоотношения со странами поставщиками;
3. Совершенствование антимонопольного законодательства;
4. Стабильность политики администрации московской, екатеринбургской областей, а также в целом по стране; |
Все компании занимаются внедрением климатических систем и систем автоматической идентификации. Из этого следует, что конкуренция заключается в стоимости товара, услуг по монтажу оборудования, качества и стоимости сервисного обслуживания.
Одним из ключевых факторов конкурентоспособности в этой сфере деятельности является то, насколько хорошо внедряемое программное обеспечение приспособлено к различным объектам. Другими словами, продукт должен обладать различными модификациями. Это необходимо для удовлетворения потребностей конкретного заказчика.
Удельный вес конкурентов ООО “Дата-Крат” на российском рынке представлен в табл. 4.
Из табл. 4 видно, что ООО “Дата-Крат” занимает лидирующую позицию и контролирует практически половину рынка автоматической идентификации.
Таблица 4
Удельный вес конкурентов ООО “Дата-Крат” на рынке систем автоматической идентификации
№ п/п |
Название компании |
Удельный вес на рынке, % |
1 |
ООО “Дата-Крат” |
49,5 |
2 |
ЗАО “Гексагон” |
19,5 |
3 |
ООО “Штрих” |
16,4 |
4 |
ООО “ТерраЛинк” |
10,2 |
5 |
ЗАО “Дифенс Ай Ди” |
4,4 |
Анализ среды необходимо проводить для обеспечения базы как для определения видения и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей..
В данной работе мы проведем всестороннее изучение рыночной ситуации, в которой действует компания ООО “Дата-Крат”, и оценку типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для этого нам послужит SWOT – анализ. Составляем конкретный список возможностей, угроз, слабых и сильных сторон организации рис. 5.
|