Анализ инструментов отношений с общественностью высших учебных заведений г.Вязьма
Кавченков М.А, Викторова Т.С.
В настоящее время с развитием рыночной экономики предприниматели все больше ориентируются на иностранные технологии, на умение вести бизнес. Поэтому проблема применения, усовершенствования и поддержания своего бизнеса для каждого из предпринимателей является не менее важной, как и его ведение[1].
Развитие современного профессионального бизнеса неразрывно связано с концепцией PR , ее принципами в области создания благоприятных внешних условий для формирования деловой активности, без которой риск может оказаться неоправданным, а цели недостигнутыми. Поэтому не менее важным и актуальным для любого предприятия является соответствующий ему имидж, реклама и верная организация связей с общественностью.
Рационально организованная работа «паблик рилейшнз» ( PR ) помогает фирме оперативно вскрывать недостатки в планировании и организации своей деятельности. Без знаний PR невозможно устанавливать эффективное сотрудничество с общественностью [1] .
Главное отличие PR -мероприятий от рекламы и promotion (продвижения товаров) в том, что PR продвигает в общественное сознание (рекламирует на рынке) не столько продукт, сколько само предприятие. Продвижение продукта (товара, услуги) осуществляется главным образом с потребителями, PR же — с широкой общественностью.
К одним из задач работы по связям с общественностью относят правильное определение предприятием круга «собственной» общественности и формирование ее мнения. Проведение различных мероприятий в области PR призвано привлечь внимание общественности к фирме, ее деятельности и продукции[3].
Учебные заведения г. Вязьмы в некотором роде тоже занимаются проведением PR -мероприятий.
Основными мероприятиями филиала ВФ МГИУ в г. Вязьме в области PR являются:
постояннае связь и общение представителей ВФ МГИУ с населением города и области с помощью средств массовой коммуникации (СМИ). Это проявляется в публикациях статей о филиале в местных газетах («Вяземский вестник», «Авоська»), создание и выпуск собственной студенческой газеты ВФ МГИУ. Систематично организуются и показываются интервью с представителями университета по местному телевидению, которые информируют общественность о различных новшествах в обучении филиала, рекламные блоки о наборе студентов, характеристике и актуальности каждой из специальностей, обучение на которые предлагает филиал университета. Также с помощью СМИ и местного телевидения общественность может узнать о различных мероприятиях в стенах филиала;
издания печатных материалов: проспекты, каталоги, характеристики специальностей, буклеты и т.п.;
дни открытых дверей, на которых выпускники учебных заведений, школ или просто абитуриенты имеют возможность не только побывать на экскурсии в ВФ МГИУ, но и также пообщаться с преподавателями, студентами, что непосредственно может сказаться на их дальнейшем выборе учебного заведения;
мероприятия по поддержке и организации выступлений команды КВН «Русский хит», представляющей филиал. Это определенно сказывается на имидже и известности филиала не только в городе и области, но и в других городах России;
организация помощи детям-сиротам для местных приютов и домов милосердия: сбор вещей и необходимых принадлежностей для детей;
проведение дней борьбы с курением, СПИДом, выявление различных мер для борьбы за здоровый образ жизни;
участие в ярмарках-выставках учебных заведений, где филиал организует в некотором смысле презентацию ВФ МГИУ. Такие мероприятия являются эффективными, поскольку на него обычно приглашаются не только представители широкой общественности, т. е. потенциальные абитуриенты, но и работники СМИ (газеты, радио, телевидение);
активное участие в конкурсах среди студентов города и области: конкурсы красоты, «Мистер Студент», «Мисс студентка МГИУ» и т.д.;
участие в турнирах по первенству города, района и области команд от университета по различным видам спорта: мини-футболу, баскетболу, волейболу, шахматам, технико-пешеходному туризму. Стоит сказать, что по каждому из видов спорта у филиала есть свои команды, которые имеют соответствующую форму и оборудование;
даже то, что ВФ МГИУ имеет собственную корпоративную культуру, выражающуюся, прежде всего в одежде (классический деловой костюм), тоже в некотором смысле можно считать PR -ходом для формирования своего имиджа и узнаваемости;
участие в ежегодных олимпиадах по различным дисциплинам и информационным технологиям;
организация научно-практических конференций и круглых столов. Конференции позволяют студентам и преподавателям реализовывать свои идеи в жизнь, создавать благоприятную ситуацию в бизнесе, находить новые выигрышные позиции на рынке.
Круглые столы способствуют выявлению проблем, потребностей в выпускниках филиала, выработки стратегии и тактики работы филиала, знакомству с руководством предприятий и выявлению специфики работы каждого из предприятий. Такие мероприятия являются наиболее эффективными, поскольку на него обычно приглашаются не только представители широкой общественности, но и представители городской администрации, законодательных органов, знаменитые, известные люди города, работники СМИ (газеты, радио, телевидение);
работа драмкружков, курсов для детей и студентов, клубов по интересам (клуб английского языка, исторический клуб, бизнес-клуб) учащихся, конкурсы газет – все это является неотъемлемыми составляющими работы «паблик рилейшнз» ( PR ) университета.
Такая система PR воздействует, формирует, усиливает или изменяет общественное мнение в отношении предлагаемого продукта (услуги), организации (предприятия), какого-либо явления.
Основными мероприятиями филиала РМАТ в г. Вязьме в области PR являются практически те же мероприятия, что и в других высших учебных заведениях, с небольшими отличиями, диктуемыми спецификой вуза:
участие в международных ярмарках;
«ударение» в образовательном процессе делается на знание иностранных языков;
отличительной особенностью РМАТ является то, что их студенты имеют возможность проходить практику за границей;
также студенты РМАТ г.Вязьма имеют льготы при оформлении заграничного паспорта;
PR -мероприятия филиала СГА в г.Вязьме мало чем отличаются от PR -мероприятий других учебных заведений, но все же отличия есть, а именно:
все зачетные и экзаменационные сессии проводятся на тестовой основе, результаты отсылаются в головной вуз для проверки;
присутствуют так называемые «видео-семинары»;
также проводятся смежные занятия. Через спутник идет связь с другими филиалами СГА, т.е. присутствует возможность пообщаться с представителями филиала из различных городов, а так же возможность послушать лекции находящихся в командировках преподавателей;
Из всего вышеперечисленного можно сделать некоторые выводы. Каждое из перечисленных выше высших учебных заведений (ВФ МГИУ, РМАТ и СГА), проводит во многом схожие PR -мероприятия для привлечения потенциальных абитуриентов. Причем каждый вуз выделяет в своей PR – политике именно те ценности, которые он и представляет. Т.е. ощущения чуждости не возникает. Ощущение того, что вуз предлагает что-то иное, не соответствующее ему.
Проанализировать эти вузы с субъективной точки зрения, точки зрения потенциального абитуриента довольно сложно, ведь у каждого свои предпочтения и интересы, а также планы на будущее. Но вот представить общую картину вузов – можно.
Если абитуриент хочет получить качественное, действительно качественное образование, при условии, что он, разумеется, будет учиться, то ему стоит пойти в ВФ МГИУ. Так как там большинство преподавателей кандидаты в науки, техническое обеспечение и обеспечение необходимой литературой – полное.
Для тех, кто жаждет поездить по зарубежным странам стоит пойти в РМАТ. Возможность пойти по обмену в США, например, имеется уже на первом году обучения.
СГА для тех, кто хочет хорошо разбираться в законе РФ, а также научиться коммуникабельности.
Плата за обучение не является основным фактором при выборе вуза, так как она почти не отличается.
Список литературы:
Голубков Е.П. «Основы маркетинга» - М.: Издательство «Финпресс», 2003. - 215с.
Имидж в системе маркетинга, Кульбина И., «Маркетинг в России и за рубежом», №4(48), 2005. - 46с.
|