Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Инновационные социальные технологии. Оценка и анализ персонала, основанные на использовании компьютерных экспертных систем

Инновацион­ные социальные технологии. Оценка и анализ персонала, основанные на использовании компьютерных экспертных систем.

Львов С.Ю., Викторова Т.С.

Под экспертными систе­мами понимаются особые компь­ютерные программы, моделирую­щие действие эксперта, человека, при решении задач в какой-либо предметной области, основанной на составлении базы данных. Экс­пертные системы - это програм­мные комплексы, аккумулирую­щие знания конкретных специа­листов в конкретных предметных областях и тиражирующие их для менее квалифицированных поль­зователей. Основная разница между информационно-поисковыми и экспертными системами заключается в том, что первые осуществляют лишь поиск имею­щейся в базе заданной информа­ции, а вторые - еще и логическую переработку ее с целью получе­ния новой информации. Структура типичной экспертной системы включает:

интерфейс пользователя;

подсистему логического вывода;

базу знаний;

подсистему объяснения;

интеллектуальный редактор базы данных.

Ядром системы является база дан­ных, которая представляет собой совокупность знаний в определенной области, записанную на машинном носителе. Для создания базы знаний необходимо привлечь экспертов, т. е. профессионалов - практиков высоко­го уровня в своей области. Современ­ные базы знаний используют практи­ческий опыт десятков и даже несколь­ких сотен и тысяч экспертов, причем эти базы данных можно развивать и дополнять.

Получить знаний от экспертов - это целое научное направление в области искусственного интеллекта, ин­женерия знаний. Специалист, представляющий это направление, высту­пает в роли буфера между экспертом и базой знаний. Основная его задача - получить знания от эксперта, выде­лить ключевые понятия, отношения и характеристики, структурировать эти знания и выбрать модель для после­дующего наполнения ядра системы. Если предметная область большая, то ее необходимо разделить на подпроблемы, не нарушая при этом логи­ческую структуру. В этом случае экс­пертная система будет состоять из нескольких блоков. Чаще всего имен­но таким образом строятся кадровые экспертные системы, поскольку и предметная область этой сферы дея­тельности, и спектр решаемых задач очень широкие.

Таким образом, ядро экспертной системы представляет собой базу знаний, состоящую из: свода эмпирических правил ис­тинности высказываний экспер­тов поданной проблеме; свода эмпирических данных и описаний проблем и вариантов их решения.

Экспертные компьютерные систе­мы начали разрабатываться в середи­не XX в. в США. Разработчиками этих систем по праву можно считать уче­ных Б. Сойера, Д. Фостера. В настоя­щее время существует уже пятое по­коление компьютерных экспертных систем. Они замечательно себя заре­комендовали при оценке личностного и профессионального потенциала персонала, уровня конфликтности и стрессоустойчивости работников, в других кадровых технологиях. За пос­леднее десятилетие создано пятое поколение - так называемые преце­дентные экспертные системы, кото­рые позволяют сравнивать личные, профессиональные и психофизиоло­гические качества объекта социаль­ных технологий с аналогичными пара­метрами лучших специалистов. Такие системы основаны на богатой базе реальных экономических, управлен­ческих ситуаций. В результате ис­пользования таких экспертных систем решение принимается на основании реальных наблюдений, на основе ре­альных ситуаций, имевших место на том или ином предприятии, в управ­ленческой практике того или иного уп­равленца. Прецедентные экспертные системы используют наряду с мате­матическими алгоритмами челове­ческую логику. В области управления персоналом предприятий данные системы можно использовать для: оптимизации структуры предпри­ятия на основе многомерного ана­лиза позитивных или негативных тенденций развития и состояния персонала, анализ имиджа руководителя, характера его взаимо­отношений с коллективом; определения для каждого работ­ника профессиональных, психо­логических, физиологических па­раметров, для выявления и оцен­ки его негативных проявлений, особенностей поведения в конф­ликтной ситуации, совместимоети, самооценки, потенциальных возможностей, социально-психологической компетенции, форми­рование для работника различных текстовых характеристик; для общей и целевой профориен­тации, профотбора, приема на ра­боту, для сокращения штатов, ат­тестации, оценки профпригоднос­ти работника и его способностей к обучению, получения рекоменда­ций по наиболее эффективному использованию каждого работни­ка в конкретных условиях предп­риятия, создания профилей про­фессий, должностей, «негатив­ных» профилей.

Опыт работы и управленческого консультирования позволяет автору дать несколько рекомендаций кад­ровым службам предприятий по ис­пользованию экспертных прецеде­нтных систем. Во-первых, эти системы должны позволять реализовывать экспорт и импорт информации через стандартный текстовый файл или буфер обмена. Это позволит соблюсти принцип единого инфор­мационного пространства. Во-вто­рых, система должна быть надежно защищена от несанкционированно­го доступа к данным, так как боль­шинство информации о персонале закрыто и защищено законом. В-третьих, важно, чтобы экспертная система была ориентирована на специфическую сферу деятельности организации (промышленность, торговля, банковское депо и т. п.), на опыт работы, характер, образо­вание. В-четвертых, рекомендуется использовать отечественные про­дукты, так как они учитывают нацио­нальную культуру, национальное своеобразие систем управления.

Подобно экспертным системам работают в настоящее время особые интернет-технологии по электронно­му поиску и подбору персонала, представленные на сайтах: Hotjobs . com , Headhunter . ru . Канди­дат размещает свое резюме, которое подвергается электронной эксперт­ной проверке, потом по электронной почте поступают рекомендации по изменению, улучшению некоторых его частей. Достоинствами таких этих сайтов является то что кандидат может составить несколько резюме - свое под каждую вакансию, выбрать, какие компании увидят резюме, а какие нет, писать сопроводительные письма к резюме, подписаться на рассылку вакансий по e-mail или через RSS-канал и получать вакансии точно в соответствии с запросом в почтовую программу или, например, в свой Живой Журнал (LiveJournal.com), резюме хранятся без ограничения срока, получение информации о том, сколько раз посмотрели Ваше резюме, был ли просмотрен Ваш отклик на вакансию, приглашения от работодателей кандидат получает не только по e-mail, но и через SMS . Поисковая машина позволяет проводить сложные поиски вакансий с использованием различных комбинаций ключевых слов и учетом морфологии русского языка. Найденные слова выделяются цветом в описании вакансий. Все резюме проверяются вручную. После проверки резюме индексируется поисковой машиной и появляется в результатах поиска биографии. Если резюме плохо составлено, то оно "блокируется", т.е. перестает искаться, и им нельзя откликаться на вакансии. После того, как такое резюме будет отредактировано, оно снова проверяется. Резюме можно редактировать. По умолчанию в результатах поиска резюме сортируются по дате последнего редактирования.

Основная проблема всех сайтов типа Hotjobs . com , Headhunter . ru . - неудобные рубрикаторы профессий. Как правило, рубрикаторы слишком обобщенные и трудно найти нужную. Трудно угадать, куда человек может поместить свое резюме, если его профессии нет в списке. Разбивка по отраслям в данном случае совершенно не спасает. Многие HR -менеджеры указывают на ещё один недостаток таких сайтов, им хотелось бы видеть больше инструментов для HR-служб, как, например, разные тесты (психологические, на профпригодность и т.п.).

Таким образом, под инновацион­ными социальными технологиями следует понимать такие технологии, которые основаны на использовании нового канала социальной коммуни­кации - канала «человек - шина -человек». Инновационные техноло­гии, их использование в реальной управленческой деятельности еще слабо изучены, слабо применяются в реальной жизни, а их теоретическое осмысление еще ждет своего исследователя.

Список литературы

1. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 446 с.

2. Управление персоналом организации: Учебное пособие.— М.: КНОРУС, 2005.—416 с.

3. www . top - personal . ru

4. www . hrpersonal . com



{LTS}