Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Основные направления развития региональной политики

Основные направления развития региональной политики

(к.э.н., доцент,Бармашова Л.В., Гордиенко В.В.)

Целью данной работ является исследование основных направлений развития региональной политики, рассмотрение положительных и отрицательных сторон  данного направления.

Минувший год не отмечен яркими событиями  в экономике или политике. Экономическая политика демонстрировала устойчивость и преемственность. Власть продолжала курс, намеченный в предыдущие годы. Не было и особых внешних вызовов, которые оказали бы существенное влияние на экономическую жизнь страны и вызвали необходимость специального регулирования.

Россия по экономическому росту продолжала существенно опережать наиболее развитые страны мира, отставая от большинства стран постсоветского пространства. В сравнении со странами Центральной и Восточной Европой российские темпы роста выглядят в основном удовлетворительными за исключением стран Балтии.

Завершился первый год реализации национальных проектов, сформулированных В. Путиным осенью 2005 г. Они стали стержнем социальной и бюджетной политики страны, в значительной мере аккумулируют бюджетные расходы и придают экономической политике правительства социальную направленность. К четырем изначально предложенным проектам (здравоохранение, образование, сельское хозяйство и ипотека) были добавлены меры по преодолению демографического кризиса.

Национальные проекты являются выражением общей тенденции перехода к  средне - и долгосрочной политике. В последнее время возрос спрос на программы развития России, отдельных секторов и регионов. Субъекты Федерации приступили к разработке долгосрочных стратегий и среднесрочных программ социально-экономического развития. Правительство периодически рассматривает стратегии развития отдельных производственных и инфраструктурных секторов. Началась разработка десятилетней социально-экономической стратегии страны. Были подготовлены основные направления деятельности, содержащие трехлетние ориентиры работы правительства.

По мнению большинства специалистов, для действующей в России модели региональной экономической политики характерен ряд проблем, негативно сказывающихся на развитии национальной экономики. В их числе: диспропорциональность и неравномерность уровней социально-экономического развития регионов; ограниченность финансовых возможностей и властных полномочий местных органов управления; рост национального иждивенчества (которое реализуется через систему дотаций и субсидий) и отсутствие в регионах системы стимулов по наращиванию налогового и социально экономического потенциала. Существующий административно-экономический механизм, их разрешение не только не способствует социально-экономическому развитию беднейших регионов, но, наоборот, еще больше усиливает их отставание.

Продолжающаяся в стране компания по централизации финансовых ресурсов приводит  к тому, что объем налоговых доходов, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Федерации, недостаточен не только для стимулирования экономического роста в регионах, но  и для реализации важных для развития производства и социальной сферы региональных программ. В условиях, когда до 70% всех налоговых поступлений территории уходит в федеральный бюджет и в регионы постоянно передаются не обеспеченные финансовыми ресурсами государственные полномочия. В таких условиях нельзя ожидать от регионов стремления к повышению своего социально-экономического потенциала.

Закономерным следствием проводимой региональной политики явились замедленный рост межбюджетных трансфертов и неуклонное снижение стимулов для развития социально-экономического и налогового потенциала регионов. Об этом свидетельствует анализ данных об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за последние пять лет.

В системе межбюджетных трансфертов самым крупным звеном является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. На его долю приходиться до 40% всей финансовой помощи последним из федерального бюджета. Его средства предоставляются регионам в виде дотаций с целью выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности.

В 2006 г. самые большие дотации из этого Фонда получили бюджеты республик Саха (Якутия) и Тыва, Камчатской области и Чукотского автономного округа (более 80% от объема всей финансовой помощи из федерального бюджета). Несколько меньше средств досталось бюджетам Коми-Пермяцкого  автономного округа (68,18%), Магаданской области (59,21%), Приморского (56,69%) и Хабаровского (54,57%) краев, Читинской (51,32%) и Иркутской (50,79%) областей и др.

О чем свидетельствует высокая доля дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов Федерации? Прежде всего, о нехватке собственных бюджетных средств (налогового потенциала), направляемых на развитие экономики и реализацию социально значимых программ регионов. Такая государственная поддержка не позволяет решить проблему экономического роста в регионах, способствуя, еще большему социально-экономическому неравенству регионов и дальнейшему расслоению по уровню доходов на душу населения внутри самих регионов.

В этой связи важен поиск оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием уровня бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития экономического и налогового потенциала регионов. Правительством РФ был разработан обновленный вариант региональной экономической политики в стране.

Основы новой региональной политики российского правительства изложены в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. Суть новой региональной политики непосредственно связана с мобилизацией имеющихся в регионе ресурсов экономического роста. Это предполагается достигнуть за счет как формирования и развития в приоритетных регионах территориальных производственных кластеров, так и налоговых и бюджетных изменений, вносимых в федеральное законодательство в 2007 – 2008 г.г.

Анализ прогноза социально-экономического развития субъектов РФ на 2007 г. показывает, что принципиальной новизной предложенная региональная политика не обладает. В ней используется прежний механизм распределения бюджетных средств, формируемый по заявочному принципу, ранжирующему все регионы по критерию их лоббистских возможностей проталкивания тех или иных проектов в министерствах и ведомствах. В 2007 г. при реализации восьми (сначала надо расшифровать, а потом в скобках писать сокращение) ФЦП с общим объемом финансирования 44,2 млрд. руб. больше повезло Дальнему Востоку, на который в текущем году пришлось около 88% всех бюджетных средств, выделяемых по программе «Региональный приоритет». Незначительно повышается роль Федерального фонда регионального развития, который планируется увеличить в 2007 г. только на 1,5 млрд. руб.

Налоговые и бюджетные изменения, вносимые в федеральное законодательство в 2007 – 2009 г.г., могут не позволить регионам резко увеличить свой налоговый потенциал. Общая сумма налоговых доходов, оставляемых федеральным центром в регионах за указанный период, планируется на уровне 184,9 млрд. руб.,  из которых около 140 млрд. руб. составят средства от перехода к заявленному порядку возмещения НДС экспортерам, уплаченного ими по материальным ресурсам. Однако, с учетом острых проблем в области сбора НДС (за первые два месяца 2007 г. поступления от него в федеральную казну составили 149,9 млрд. руб., что на 23% меньше, чем за аналогичный период прошлого года) возлагать слишком большие надежды на этот источник оживления инвестиционной активности в регионах, по всей видимости, не следует. Наоборот, в условиях доведения доли НДС в доходах федерального бюджета с 30,8% в 2006 г. до 40,5% в 2009 г. можно ожидать ужесточение таможенного и налогового администрирования со стороны ФТС и ФНС, а значит, возникновения у них в рамках бюджетного задания проблем, связанных с возмещением НДС экспортерам.

Более важным представляются налоговые и бюджетные инициативы в области повышения эффективности недропользования. Так, в соответствии с предложенными налоговыми изменениями, региональные бюджеты могут сохранить 28,2 млрд. руб. за счет установления как понижающего коэффициента к налоговой ставке по НДПИ, стимулирующего дальнейшую разработку нефтяных месторождений на завершающей стадии эксплуатации (с выработанностью более 80%) (25,7 млрд. руб.), так и нулевую налоговую ставку по НДПИ для новых нефтяных месторождений (2,5 млрд. руб.). Одновременно изменения бюджетного законодательства уменьшат доходы федерального бюджета на 3,0 млрд. руб.,  в том числе за счет НДПИ в отношении добытых природных алмазов (2,1 млрд. руб.) и разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по месторождениям природных алмазов (0,9 млрд. руб.).

 По данным Института региональной политики, в российскую экономику до 2015 г. необходимо вложить до 400 млрд. долл., причем большую часть в Восточную Сибирь и Дальний Восток, в основном в систему минерально-сырьевого комплекса (МСК). При этом, размер государственной поддержки регионального развития должен составить не менее 150 млрд. долл. По оценкам специалистов ВСЕГЕИ, для освоения только востребованного богатства недр Российской Федерации до 2025 г. нужно инвестировать около 1119 млрд. долл. Извлекаемая ценность от добычи  реализации полезных ископаемых и первого товарного передела за указанный период может достичь 3445 млрд. долл., что позволит дополнительно привлечь в казну одних лишь налоговых доходов на сумму свыше 1032 млрд. долл.



{LTS}